Навигация

 

 Меню раздела

Современные электротермические установки
Основы теории механизмов и приводов ЭТУ
Способы передачи механической энергии
Особенности механизмов ЭТУ
Силовой расчет механизма
Классификация механизмов и приводов ЭТУ
Приводные двигатели ЭТУ
Механизмы ЭТУ с жесткими кинематическими звеньями
Механизмы ЭТУ с гибкими кинематическими звеньями
Особенность силовых расчетов конвейеров
Особенности выбора конструкционных материалов
Приведение нагрузок, масс и моментов инерции приводов к одному валу
Нагрузки и характеристики приводов ЭТУ
Электромеханические преобразователи энергии в приводах
Основы электромеханического преобразования энергии
Характеристики двигателей постоянного тока независимого возбуждения
Номинальное сопротивление двигателя
Характеристики двигателей постоянного тока последовательного возбуждения
Характеристики двигателя постоянного тока
Режим динамического торможения двигателей постоянного тока
Свойства жидкостей и основные соотношения теории гидропривода
Силовые элементы гидропривода ЭТУ
Принцип работы пластинчатого насоса
Принцип действия радиально-поршневых насосов
Механические свойства гидродвигателей
Распределители
Предохранительные клапаны
Гидравлические дроссели
Электрогидравлические усилители
Механические характеристики гидроприводов
Показатели регулирования скорости приводов
Регулирование скорости электроприводов с машинами постоянного тока
Расчет ступеней пусковых сопротивлений
Расчет пусковых резисторов для двигателей последовательного возбуждения
Регулирование скорости двигателей постоянного тока
Регулирование скорости электроприводов с асинхронными двигателями
Регулирование скорости асинхронных двигателей изменением числа полюсов
Регулирование скорости асинхронных двигателей изменением частоты питающего напряжения
Регулирование скорости электро-гидроприводов
Объемное регулирование скорости гидроприводов
Регулирование скорости гидроприводов гидроусилителями
Общие сведения о переходных процессах в приводах ЭТУ
Расчет переходных процессов в электроприводах по механическим характеристикам
Переходные процессы в электроприводах с линейной зависимостью
Расчет переходных процессов в электроприводах
Влияние индуктивности силовых цепей
Выбор мощности двигателей приводов ЭТУ
Особенность двигателей с фазным ротором
Выбор номинальной скорости двигателя
Охлаждение двигателей при независимой вентиляции
Выбор двигателя по мощности
Потери энергии в электроприводах
Теория нагрева и режимы работы двигателей
Режимы работы двигателей производственных механизмов ЭТУ
Построение нагрузочных диаграмм
Выбор мощности двигателей при продолжительном режиме работы
Методы эквивалентных величин
Условие правильного выбора двигателя
Кратковременный режим работы
Повторно-кратковременный режим работы
Электродвигатели производственных механизмов
Двигатели с фазным ротором
Группы короткозамкнутых двигателей
Блокировочные цепи в схемах управления электроприводами
Типовые схемы управления электроприводами
Применение логических элементов в схемах управления
Управление гидроприводами ЭТУ
Особенности построения замкнутых систем приводов ЭТУ
Силовые элементы замкнутых систем приводов
Статические свойства ЭМУ
Регулирование ЭДС ТП
Характеристики замкнутых систем приводов
Недостатки приводов с обратной связью
Устойчивость работы привода
Влияние обратных связей на динамические свойства приводов
Общепромышленные комплектные электроприводы в ЭТУ
Схема управления приводом
Приводы ПМУ
Релейно-контакторные части системы управления
Электромеханические приводы перемещения электродов
Ограничение ускорений при больших рассогласованиях
Повышение качества переходных процессов
Регуляторы РМД
Приводы перемещения электродов печей переплава
Контроль рассогласования между уставкой и его истинным значением
Электрогидравлические приводы перемещения электродов


Общие сведения о переходных процессах в приводах ЭТУ

Под переходными понимают такие процессы в электро- и гидромеханических системах, которыми сопровождается переход от одного установившегося режима привода к другому, отличному от начального хотя бы одной текущей переменной — скоростью, развиваемым моментом, потребляемым током, расходом жидкости и т. д. В действительности два установившихся режима привода отличаются один от другого более чем одним значением переменных, так как многие переменные привода взаимно связаны. Текущие переменные делятся на зависимые и независимые. Независимые переменные, называемые возмущениями, могут изменяться вследствие отклонений технологического характера — наброса, сброса, колебания нагрузки на валу двигателя. В этом случае говорят о возмущениях по нагрузке. Возмущения по управлению происходят по воле оператора или законам, определяемым системой автоматического управления и регулирования, — изменение напряжения или частоты источника питания, изменение параметров двигателей и т. п. По характеру изменения возмущений в функции времени, имеющих место в приводах ЭТУ, их можно разделить на четыре большие группы.
К первой группе относятся возмущения, возникающие скачком. Графики их приведены на рис. 5.1. На графиках д: —любое возможное возмущение. График рис. 5.1,а соответствует включению двигателя на напряжение питающей сети и последующему отключению, переключению полярности и порядка чередования фаз питающего напряжения, открыванию и закрыванию золотников в гидроприводах, ударному приложению и сбросу нагрузки на валу двигателя.
Ступенчатому изменению, например, напряжения, частоты питающей сети, параметров двигателей, числа пар полюсов асинхронных двигателей, управляющих сигналов в гидроусилителях соответствуют графики рис. 5.1, б, е.
Ко второй группе относятся ограниченные сверху или снизу монотонно возрастающие или убывающие возмущения, приведенные на рис. 5.2. По линейным и экспоненциальным законам изменяются ЭДС, частота преобразователей, управляющие сигналы в системах преобразователь— двигатель. Более сложные кривые возмущений по управлению формируются специальными устройствами для получения требуемого качества переходных процессов в приводе (кривая J на рис. 5.2,в). Кривая 2 на рис. 5.2,в соответствует изменению вентиляторной нагрузки на валу двигателя при постоянном ускорении.
Графики третьей группы возмущений представляют собой периодические функции и характерны для возмущений по нагрузке в механизмах с кривошипно-шатунными, коленчатыми, эксцентриковыми кинематическими парами, а также для поршневых насосов и компрессоров.
Четвертую группу составляют возмущения случайного характера. Особенно резко возмущения по управлению проявляются в приводах перемещения электродов дуговых сталеплавильных печей в период расплавления, когда наблюдаются частые обрывы дуги, эксплуатационные короткие замыкания между электродами через шихту. В меньшей мере, но также довольно часто случайные возмущения по управлению встречаются в приводах перемещения электродов рудно-термических печей и печей переплава, а также в дуговых сталеплавильных печах в период окисления металла. Случайные возмущения по нагрузке имеют место в приводах механизмов шихтоподготовительных отделений, например мельниц, дробилок, грохотов, когда момент нагрузки на валу двигателей зависит от гранулометрического состава и физических свойств готовящихся к плавке компонентов.
На рис. 5.4,6 приведен график случайного изменения переменной х типа «белого шума», который представляет собой случайные отклонения переменной от его среднего значения, обусловленные различного рода неучтенными помехами. Строго говоря, белый шум может иметь место при любом из вышеприведенных возмущений.
Но при любом характере возмущений энергетическое состояние электромеханической системы не может измениться скачком вследствие наличия электромагнитной, механической и тепловой инерции. Перераспределение энергий в системе под действием возмущений происходит в функции времени в строгом соответствии с законом сохранения энергии системы. Характер перераспределения энергии зависит как от числа и параметров ее накопителей, которыми являются индуктивности, взаимоиндуктивные связи, инерционные массы, так и от характера изменения возмущающих воздействий. При этом возможен неоднократный обмен энергией между накопителями, т. е. колебательный переходный процесс.
Текущие электромеханические переменные в переходном процессе могут принимать значения, превосходящие допустимые и опасные по своему механическому, электрическому и тепловому действию. Большие токи, например, вызывая интенсивный нагрев двигателей и проводников питающей сети, обусловливают также согласно (2.2) большие моменты электродвигателя, под действием которых возникают большие динамические усилия в элементах привода. Значения ускорения могут превосходить допустимые, вызывая поломки механизмов под действием динамических нагрузок. Однако при малых изменениях тока якоря, ;] следовательно, и момента двигателя ускорения привода получаются малыми, переходный процесс затягивается, что приводит к снижению производительности установки. Поэтому сведения о характере переходного процесса, возможности влияния на него являются актуальными при проектировании и эксплуатации приводов.
В ЭТУ можно выделить большой класс приводов, требования к характеру переходных процессов в которых невысокие и удовлетворяются естественными свойствами двигателей при простейших возмущениях. К ним относятся практически все нерегулируемые по скорости приводы с асинхронными двигателями, а также приводы с асинхронными двигателями и двигателями постоянного тока при параметрическом регулировании скорости.
Другую большую группу приводов ЭТУ представляют приводы перемещения электродов дуговых сталеплавильных печей и печей переплава, в которых к характеру и показателям переходных процессов предъявляются жесткие требования. В первую очередь следует отметить требование к быстродействию приводов регуляторов. Возникающие в приводах дуговых сталеплавильных печей возмущения по управлению носят случайный характер вида рис. 5.4,а и непосредственно связаны с режимом работы печей. Наибольшие возмущения соответствуют двум крайним нежелательным режимам — обрыву дуги, при котором прекращается выделение энергии в печи, и эксплуатационному короткому замыканию, при котором полезная энергия нагрева металла снижается практически до нуля, но резко возрастает значение тока в питающей сети, причем ток имеет индуктивный характер. Это приводит к толчковым "снижениям напряжения питающей сети, достигающим 7—10%, резкому снижению коэффициента мощности питающей сети и КПД всей установки.
Вернуть электроды в положение, при котором в печи будет выделяться требуемое количество энергии при приемлемых энергетических показателях, должен привод перемещения электродов путем отработки возникающих возмущений. Таким образом, быстродействие приводов перемещения электродов оказывает влияние не только на технологический процесс, производительность печи и ее КПД, но и на качество напряжения питающих сетей, их энергетические показатели.
Быстродействие приводов тесно связано с другим показателем качества переходных процессов — колебательностью работы самих приводов, что в приводах перемещения электродов приводит к колебательному характеру изменения длины дуги, т. е. ее сопротивления, а следовательно, к колебаниям полезной энергии, выделяемой в печи, и напряжения питающей сети. Поэтому к переходным процессам приводов перемещения электродов предъявляется требование отсутствия колебаний зависимых переменных в переходном процессе.
Достаточно высокое быстродействие и отсутствие колебательности приводов достигаются специальными средствами автоматического регулирования. Задача исследования переходных процессов в приводах может быть разделена на взаимно связанные задачи анализа, при котором для заданной структуры привода рассчитываются графики изменения переменных во время переходного процесса, и синтеза, при котором по требуемым Яграфикам переходных процессов определяются структура привода и его параметры. Задачи анализа и синтеза приводов решаются с учетом параметров элементов привода и вида возможных возмущений.
Графики переходных процессов представляют собой зависимость переменных от времени y=>f(t), где у может быть моментом, током, скоростью, расходом жидкости и т. д. Широко распространено графическое представление переходных процессов в виде графической зависимости переменных и их производных. В приводах это будут динамические, механические и электромеханические характеристики. Действительно, согласно (1.5) динамический момент пропорционален производной скорости, а согласно (2.2) ток пропорционален моменту, развиваемому двигателем.