Навигация

Электродвигатели собственных нужд

Подавляющее большинство механизмов собственных нужд тепловых станций приводится во вращение электрическим приводом. Только в отдельных случаях, когда требуется обеспечить более высокую надежность работы, применяется паровой привод (питательные и мазутные насосы, маслонасосы турбин).
Выбор рода тока и исполнения электродвигателей определяется их назначением, ответственностью приводимого механизма и местом его установки. Кроме того, с увеличением мощности электростанций и соответственно единичной мощности электродвигателей собственных нужд особое значение приобретают пусковые характеристики выбранных электродвигателей и их способность сохранять устойчивость работы при аварийных режимах, возникающих в энергетических системах.
Преимущественное распространение на электростанциях для привода механизмов собственных нужд получили асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, вытеснившие в последние годы применявшиеся ранее асинхронные двигатели с фазным ротором даже на механизмах с тяжелыми условиями пуска. Двигатели с короткозамкнутым ротором обычного исполнения конструктивно просты, надежны в эксплуатации, имеют относительно высокий к. п. д. и ср, но отличаются большим значением пускового тока и малым пусковым моментом. Последнее обстоятельство начинает приобретать для надежности работы механизмов собственных нужд серьезное значение с увеличением единичной мощности двигателей, поэтому для улучшения пусковых .характеристик у асинхронных двигателей большой мощности выполняются специальные конструкции обмоток короткозамкнутого ротора (две обмотки, специальные формы паза ит. д.).
Регулирование производительности механизмов собственных нужд на тепловых электростанциях преимущественно производится дистанционным изменением положения направляющих аппаратов или шиберов, иногда—ступенчатым или бесступенчатым изменением скорости агрегата. Для ступенчатого регулирования скорости мощных агрегатов устанавливаются двухскоростные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором (ДАЗО), а при небольшой мощности агрегата и необходимости получения широкого диапазона регулирования скорости вращения с целью изменения его производительности (пылепитатели котлов) устанавливаются двигатели постоянного тока со смешанным возбуждением. В последнее время ступенчатое регулирование производительности двигателей пылепитателей котлов заменяется бесступенчатым.
Двигатели постоянного тока устанавливаются также на механизмах, которые необходимо сохранить в работе при аварийном исчезновении напряжения на шинах собственных нужд во избежание повреждения основного оборудования (резервные маслонасосы турбин и системы масло снабжения уплотнений генератора, двигатели приводного механизма турбин). В этих случаях устанавливаются двигатели с параллельным возбуждением.
Синхронные двигатели устанавливаются для привода мощных шаровых мельниц (Ш-50) и в некоторых случаях на приводах циркуляционных и 'питательных насосов. Основным преимуществом синхронных двигателей перед асинхронными является возможность их работы с различным значением (опережающим или отстающим) в зависимости от режима их возбуждения. Это свойство синхронных двигателей позволяет при установке на них простейших устройств автоматического регулирования возбуждения повысить устойчивость работы механизмов собственных нужд при аварийных изменениях режима работы электрической части станции. При установке тихоходных синхронных двигателей для привода шаровых мельниц исключается редуктор, усложняющий общую кинематическую схему агрегата и загромождающий помещение котельного отделения. В настоящее время синхронные двигатели широкого распространения на электростанциях «е получили.
Различные системы охлаждения двигателей даны на рис. 6-1. Естественное воздушное охлаждение обдувом развитой поверхности корпуса применяется только в конструкциях машин малой мощности. Двигатели средней и большой мощности выполняются с принудительной циркуляцией охлаждающего воздуха внутри активных частей статора и ротора.
Система внутренней вентиляции выполняется в разных конструкциях двигателей радиальной, аксиальной (осевой), тангенциальной или смешанной. Необходимый расход охлаждающего воздуха обеспечивается установленными на валу ротора вентиляторами.
В конструкции двигателей с радиальной системой вентиляции воздух забирается извне через отверстия в подшипниковых щитах с обеих сторон, обдувает лобовые части машины и наружную поверхность магнитопровода статора, после чего выбрасывается через специальные отверстия в средней части корпуса статора. При использовании аксиальной (осевой) системы воздух движется вдоль магнитопровода статора и ротора в одном направлении и усиление эффективности охлаждения достигается устройством продольных вентиляционных каналов. В таком виде обе системы вентиляции применяются для машин малых мощностей. Стоматология в Москве, на http://zub.ru. Стоматология на Таганской.
В конструкциях мощных двигателей применяется смешанная система вентиляции, когда магнитопроводы статора и ротора имеют и радиальные и осевые вентиляционные каналы (рис. 6-1,в). Иногда создают тангенциальное направление движения воздуха.
Закрытые обдуваемые двигатели предусматривают воздушное охлаждение обдувом поверхности корпуса при аксиальной или аксиально-радиальной циркуляции воздуха. В наружную часть двигателя воздух забирается из помещения вентиляторами и прогоняется вдоль спинки железа статора в одном направлении. Во внутренней части двигателя создается движение теплового воздуха по внутреннему контуру, способствующее его интенсивному соприкосновению с внешними охлаждаемыми частями машины или воздухоохладителями. У широко распространенных на мощных электростанциях двигателей ДАЗО, имеющих двойную систему вентиляции, применена внутренняя замкнутая радиально аксиальная вентиляция и внешняя разомкнутая аксиальная вентиляция. Внутренняя вентиляция обеспечивается двумя вентиляторами, насаженными на вал. Циркулирующий по замкнутому контуру воздух прогоняется через воздухоохладитель, через трубки которого циркулирует охлаждающий воздух внешней вентиляции. Циркуляция воздуха в системе внешней вентиляции обеспечивается у двигателей ДАЗО на подшипниках скольжения третьим вентилятором, насаженным на вал, а у двигателей ДАЗО — на подшипниках качения отдельно установленным пропеллерным вентилятором.
Двигатели ДАЗО предназначены для наружной установки (например, в открытых компоновках дымососных отделений), поэтому во избежание отпотевания воздухоохладителей при низких наружных температурах и снижения электрической прочности изоляции обмоток двигателя внутри корпуса устанавливаются термостаты для подогрева охлаждающего воздуха до температуры не ниже +5° С.
Синхронные двигатели ДСЗ используются в качестве привода шаровых мельниц, закрытого исполнения с принудительной вентиляцией воздуха через воздухоохладитель, размещаемый в подвальной части под двигателем. Вентиляция обеспечивается двумя вертикальными центробежными вентиляторами с асинхронными двигателями АО-62-4, расположенными сверху на корпусе статора основного двигателя.