Навигация

Разбалансировка роторов с форсированным охлаждением

Учитывая возможность появления тепловой разбалансировки роторов с форсированным охлаждением после окончания испытаний продуваемости вентиляционных каналов, рекомендуется построить векторную диаграмму продувки ротора, показанную на рис. 3-58. При построении векторной диаграммы векторы скоростных напоров откладываются от центра в направлении угла, соответствующего середине рассматриваемого паза, номер которого нанесен на внешней окружности диаграммы. Внутренняя окружность наносится радиусом, равным среднему значению скоростного напора по ротору. Векторная диаграмма позволяет наглядно судить о наличии неравномерности скоростных напоров по ротору и возможности появления тепловой разбалаисировки в процессе работы генератора. Из векторной диаграммы продувки может быть найден вектор тепловой асимметрии ротора сложением разностей скоростных напоров для каждой пары диаметрально расположенных пазов. При построении вектора асимметрии следует учитывать, что термический прогиб ротора происходит в сторону, противоположную максимальным значениям векторов напоров. При обнаружении значительной тепловой не симметрии ротора следует выполнить переклиновку ротора. После окончания продувки необходимо вынуть все пробки и сдать их по счету.
в) Отыскание витковых замыканий в обмотках возбуждения. Ввиду невысокого уровня витковой изоляции ротора появление витковых замыканий в нем становится возможным даже при его сборке на заводе или последующей транспортировке с завода на место монтажа.
Поэтому перед вводом турбогенератора в эксплуатацию, а также при капитальных ремонтах с выемкой ротора необходимо проверить отсутствие витковых замыканий в его обмотке.
Витковые замыкания в обмотках возбуждения генераторов и возбудителей могут быть выявлены измерением сопротивления обмотки переменному току z. При наличии виткового замыкания величина сопротивления обмотки переменному току снижается во много 0м раз больше, чем величина сопротивления обмотки постоянному току.
При измерении обмотки ротора генератора следует иметь в виду, что его величина практически не зависит от состояния паек и контактных соединений, но зависит от величины приложенного при измерении напряжения, от способа посадки бандажа (каппы) на бочку ротора, от состояния и наличия демпферной системы и местоположения ротора при замере.
Для исключения влияния отмеченных факторов следует проводить измерение z обмотки ротора при идентичных условиях. Если возникает предположение, что витковые замыкания в обмотке ротора возникают с повышением оборотов, следует снять зависимость сопротивления обмотки от числа оборотов при развороте турбоагрегата и выбеге. Характер изменения при появлении виткового замыкания в роторе турбогенератора с повышением его оборотов указан на рис. 3-59.
Если витковое замыкание охватывает значительное число витков, характеристика короткого замыкания генератора ложится ниже, чем у турбогенератора с исправной обмоткой ротора.
Наиболее точные результаты при отыскании витковых замыканий в катушках обмотки ротора дает метод измерения фазы потоков рассеяния над пазами с помощью электромагнитной скобы при приложении к обмотке ротора переменного напряжения. В основу этого метода положено изменение фазы потока в контуре при возникновении виткового замыкания.
Для проведения измерений вынутый из расточки статора ротор располагают таким образом, чтобы проходящая через большие зубцы ось была параллельна основанию, а расстояние от ротора до любых магнитных частей и пола составляло не менее 350 мм. Полюсы и катушки на роторе размечаются на все время эксплуатации машины в определенном порядке. Например, за полюс А можно принять тот полюс, малая катушка которого соединена с внешним контактным кольцом, а за полюс Б— у которого малая катушка соединена с внутренним контрольным концом, ближайшим к бочке ротора. Нумерация катушек производится от наименьшей до наибольшей, одноименные катушки должны различаться индексами.
Измерительные приборы включаются по схеме рис. 3-60. Перед испытанием измеряются сопротивления изоляции обмотки ротора мегомметром 500 в, и если <0,5 Мом, то измерение скобой можно выполнить только в изолирующих перчатках, стоя возле ротора на изолирующем коврике.