Навигация

Регулирование зазоров

Регулирование всех зазоров при установке однокамерных уплотнений производится пружинами. В конструкции двухкамерных уплотнений (рис. 3-9) ЦКБ Главэнергостроймеханизации (применяется на турбогенераторах серии ТВВ) ] вкладыш устанавливается в нужном положении регулированием давления прижимающего и уплотняющего масла. Уплотняющее масло создает вращающуюся масляную пленку между вкладышем и упорным диском. Прижимающее масло обеспечивает прижим вкладыша к диску. Для поддержания давления масла в обеих камерах в заданных пределах радиальный зазор между вкладышем и корпусом уплотнения перекрывается тремя парами уплотняющих колец. Расход масла, сливающегося в сторону водорода у торцовых масляных уплотнений, незначителен. К общим недостаткам масляных уплотнений следует отнести зависимость давления в масляном клине от числа оборотов ротора, высокую чувствительность к загрязнениям масла и к кратковременным перерывам подачи масла. Опыт эксплуатации показывает, что менее чувствительны к кратковременному снижению давления масла в системе маслоснабжения однокамерные масляные уплотнения, у которых давление уплотняющего масла прижимает вкладыш к диску ротора, и двухкамерные масляные уплотнения.
Не оправдала себя в эксплуатации установка стальных уплотняющих колец, перекрывающих зазор между наружной поверхностью вкладыша и внутренней поверхностью корпуса уплотнений, на турбогенераторах ТГВ-200, поэтому их рекомендуется заменять резиновыми.
Несмотря на отмеченные выше недостатки кольцевых уплотнений, надежность их работы в эксплуатации остается пока выше, чем торцовых уплотнений. Периодичность и трудоемкость ремонта кольцевых уплотнений по сравнению с наиболее совершенными двухкамерными торцовыми уплотнениями значительно меньше. Следует
иметь в виду, что кольцевые уплотнения предъявляют более жесткие требования к величине вибрации агрегата, поскольку с увеличением последней выше норм ПТЭ возрастает выработка баббита вкладышей и расход масла на уплотнения. Однако применение кольцевых уплотнений существующих конструкций возможно только в турбогенераторах с избыточным давлением газа в корпусе статора не выше 1 ат.
Обмотки статоров мощных турбогенераторов обычно выполняются трехфазными, двухслойными, стержневыми и могут иметь одну или две параллельные ветви каждой фазы. Изоляция обмоток непрерывная класса В. В отдельных конструкциях машин форма пазовых клиньев может иметь специальные скосы, согласованные с направлением вращения ротора и системой его вентиляционных каналов. Обмотки статора машин с непосредственным охлаждением имеют каналы, по которым циркулирует охлаждающий агент. У турбогенераторов ТГВ-200 газ циркулирует по трубкам из нержавеющей стали, расположенным между двумя рядами элементарных проводников каждого стержня, а у турбогенераторов ТВВ-165 и ТВВ-200 часть проводников обмотки выполняется полой и по ним циркулирует дистиллят. На рис. 3-10 даны разрезы пазов статора турбогенераторов.