Навигация

Специальные испытания турбогенераторов

Общий объем испытаний турбогенераторов перед вводом в эксплуатацию или после капитальных ремонтов установлен типовыми инструкциями и нормами.
В данном разделе рассматриваются только специальные испытания генераторов, как-то: испытания стали статора, контроль за продуваемостью каналов роторов с самовентиляцией, отыскание витковых замыканий в обмотках возбуждения, комплексные испытания вращающегося генератора перед включением, испытания генератора на нагрев, испытании асинхронных режимов, определение допустимости применения способа самосинхронизации и несинхронных включений.
а) Испытание стали статора. Испытание активной стали статора проводится после каждого ее ремонта и на некоторых типах машин периодически с целью выявления дефектов межлистовой изоляции. Испытание состоит в проверке нагрева активной стали статора переменным магнитным потоком с частотой 50 гц при индукции 10 000 гс в течение заданного времени.
Максимальный перегрев зубцов статора, приведенный к индукции 10 000 гс и полученный в процессе испытаний, должен составлять не более 45° С, а максимальная разность перегрева — 30° С.
Магнитный поток при испытании создается специальной намагничивающей обмоткой, намотанной через расточку статора (рис. 3-55,а). При этом в обмотке статора э. д. с. наводиться не будет, так как создаваемый намагничивающей обмоткой магнитный поток замыкается концентричными расточке статора линиями.
Величина индукции В в спинке статора и число витков намагничивающей обмотки при заданном напряжении связаны следующей зависимостью: где В — индукция в спинке активной стали статора, гс; U — напряжение на намагничивающей обмотке, в; Q — поперечное сечение спинки активного железа
статора, см2; is) — число витков намагничивающей обмотки.
Сечение спинки активного железа статора определяется из выражения:
К. — коэффициент заполнения железа, принимаемый для лакированного железа 0,95 и для железа, изолированного бумагой, 0,9; /—длина железа статора, включая вентиляционные каналы;
2кан — число вентиляционных каналов;
ширина вентиляционного канала, см;
 высота спинки железа статора, см;
внешний диаметр активного железа статора, см — внутренний диаметр активного железа статора, см; А3уб — высота зуба, см. Число витков намагничивающей обмотки определяется по формуле по спинке, см; а — удельные ампер витки.
Величина тока в намагничивающей обмотке равна н. е., определенной на число витков намагничивающей обмотки:
В табл. 3-16 приведены данные для расчета намагничивающих обмоток, создающих индукцию 7 ООО и 10 000 для турбогенераторов.
Перед проведением испытаний необходимо заземлить обмотку статора генератора, намотать расчетное число витков намагничивающей обмотки через расточку статора, на расстоянии одной четверти окружности от намагничивающей обмотки намотать контрольную обмотку (рис. 3-55,а) и собрать всю электрическую схему испытаний. Далее следует подать напряжение на намагничивающую обмотку и через Ю—15 мин найти на ощупь, не снимая напряжения с обмотки, самый горячий и самый холодный зубец. По длине этих зубцов устанавливаются 4—б термопар и 2—3 термометра. Через 20 мин после начала испытаний, также не снимая напряжения с намагничивающей обмотки, следует отыскать дефектные зубцы, имеющие повышенный нагрев, и установить на них термопары или термометры.