Навигация

Лобовые части

Лобовые части выполняются в виде корзинки, закрепленной бандажными кольцами, установленными на специальных кронштейнах. Крепление лобовых частей должно исключать проседание корзинки во избежание повреждения обмоток при протекании больших токов. Выводы обмоток у различных типов машин имеют разную конструкцию. У мощных машин с водородным охлаждением выводы уплотняются резиновыми прокладками и имеют дополнительные устройства охлаждения. Например, у генераторов ТВФ-100-2 токоведущий стержень каждого линейного вывода обмотки статора выполнен в виде двух медных труб, входящих друг в друга и приваренных с двух сторон к контактным пластинам. Для форсированного охлаждения вывода образованная трубами полость через специальные отверстия продувается водородом. Интенсивное движение водорода обеспечивает соединение полости вывода, с одной стороны, с областью разрежения перед вентиляторами, а с другой стороны — с внутренней полостью, находящейся под давлением. Устройство нулевых выводов ТВФ-100-2 проще, без принудительного охлаждения. У генераторов ТВВ выводы крепятся к корпусу статора силуминовыми фланцами, насаженными горячей посадкой на изоляцию стержней, и охлаждаются водой. Для создания требуемой газоплотности фланцы при монтаже уплотняются специальными резиновыми кольцами, аналогично уплотняются и нижние контактные пластины. Конструкция и качество сборки выводов обмотки статора с подключенной ошиновкой должны обладать высокой надежностью ввиду невозможности осуществления надзора за ними во время работы машины.
Концы стержней в лобовых частях машин с непосредственным охлаждением обмотки статора армируются специальными колпачками из резины, направляющими поток газа (у генераторов ТГВ), либо к ним припаиваются медные наконечники с штуцерами для подвода и отвода воды, а также массивные приливы электрического соединения стержней между собой (у генераторов ТВВ). В последнем случае в корпусе со стороны турбины устанавливаются два кольцевых изолированных коллектора со штуцерами и резиновыми шлангами для подвода и отвода дистиллята. С целью повышения эксплуатационной стали, обеспечивающей их механическую прочность при всех режимах работы генератора. С целью уменьшения остаточных деформаций витков, возникающих при колебаниях режима нагрузок ротора, обмотка возбуждения выполняется из полосовой меди с присадкой серебра и укладывается в выфрезерованные пазы.
Для придания необходимой жесткости ее запекают и закрепляют в пазу металлическими клиньями. Третья часть полюсного деления не имеет пазов и образует так называемый «большой зуб».
Во время вращения турбогенераторов лобовые части обмоток роторов испытывают большие разрывные усилия, поэтому их закрепляют бандажными кольцами из высококачественной магнитной или немагнитной стали.