Навигация

Электромагнитная скоба

Электромагнитная скоба, применяемая при измерениях, должна иметь шихтованный магнитопровод П-образной формы сечением 4—5 см2 с намотанной на горизонтальной части магнитопровода измерительной катушкой из 800—1 500 витков эмалированного провода диаметром 0,3—0,4 мм.
Плоскость скобы для обеспечения большей точности измерения должна в процессе измерения плотно прилегать к бочке ротора. Переменная величина и характер зазора между скобой и поверхностью бочки ротора исказят результаты обследования.
Бочка ротора обходится скобой по окружности в трех местах: со стороны турбины, по центру и со стороны возбудителя, при этом одна и та же сторона скобы в процессе передвижения все время должна быть обращена в сторону большого зуба испытуемого полюса. При переходе на другой полюс или на обратную часть катушек необходимо менять направление полярности скобы, поворачивая ее на 180°. Величина подведенного к кольцам ротора напряжения должна поддерживаться во время измерений неизменной и равной 0,6—0,8 UH.
Измерение напряжения на измерительной катушке скобы и угла между током в этой катушке и напряжением сети проще всего выполнить вольт-ампер фазоиндикатором ВАФ-85. Одновременно измеряется намагничивающий ток и определяется полное сопротивление обмотки ротора,
Анализ результатов обследования производят после построения векторной диаграммы напряжений в измерительной скобе и намагничивающих напряжений в каждой катушке или развернутого изменения фазы напряжения в измерительной обмотке скобы.
Если в одной из катушек ослаблена витковая изоляция, то вектор напряжения в измерительной обмотке скобы при прохождении над ней скобы отклоняется от пучка остальных векторов напряжений на 15—20%. Если в катушке витковое замыкание, вектор напряжения отклоняется на 90—180°; чем выше место замыкания от дна паза, тем больше угол отклонения. По мере углубления места виткового замыкания амплитуда напряжения на измерительной обмотке скобы и смещение угла уменьшаются. При наличии замыкания обмотки ротора на корпус вектор напряжения на измерительной обмотке скобы поворачивается вблизи места замыкания на землю примерно на 90° от пучка остальных векторов в сторону, противоположную вектору подводимого к обмотке ротора напряжения.
Могут быть случаи, когда место повреждения в катушке после снятия бандажных колец самоустраняется, тогда лобовые части обмотки ротора следует тщательно обжать и выявить поврежденную катушку.
Опыт эксплуатации показывает, что возникновение мест в ослабленной изоляцией в одной или нескольких катушках обмотки ротора возможно у турбогенераторов довольно часто. Витковы^ замыкания при малом числе замкнутых витков (2—3) обмотки ротора не представляют опасности, поэтому в отдельных случаях при невозможности проведения ремонтов такие турбогенераторы вводятся в работу без устранения витковых замыканий. В случае замыкания большого числа витков обмотки ротора вводить в работу турбогенератор без устранения витковых замыканий нельзя.
Отсутствие витковых замыканий в обмотке у неподвижного ротора не является полной гарантией отсутствия их при номинальной скорости вращения, а совершенных методов определения витковых повреждений на вращающемся роторе пока не разработано.