Навигация

Повреждения активной стали статора

Повреждения активной стали статора могут возникнуть вследствие- некачественной его сборки и запрессовки, дефектов электрической изоляции листов (встречается реже) или пробоя электрической изоляции пазовой части обмотки статора. Ослабление прессовки железа вызывается недостаточным креплением пакетов между собой распорками, установленными в вентиляционных каналах, особенно у машин с дополнительными прорезями крайних пакетов. Возникает вибрация отдельных листов, края листов стали отламываются, начинается прогрессирующее разрушение электрической изоляции между листами. Нарушение изоляции листов вызывает замыкание отдельных листов между собой и протекание паразитных токов по образовавшимся контурам. При этом замкнутые листы нагреваются и возникает так называемый «пожар стали». Сталь под действием высоких температур (до 3 000° С) выплавляется, место перегрева увеличивается, начинает перегреваться электрическая изоляция близко расположенных стержней обмоток и происходит их повреждение. Выгорание стали в этом случае бывает весьма значительным, и ремонт его возможен только в заводских условиях. С целью предотвращения аварий такого рода при всех вскрытиях машин должна проверяться плотность прессовки стали статора.
Местные нагревы стали могут быть также вызваны ударами по поверхности зубцов внутренней расточки статора вывернувшимися в процессе работы балансировочными болтами или грузами на роторе в том случае, если они плохо закреплены. Возникающие при таких ударах вмятины закорачивают листы стали, возникают перегревы сердечника а, как показывает опыт разборки сердечника, электрическая изоляция между листами выгорает при этом на больших площадях. Поэтому крепление балансировочных болтов и грузов должно быть надежным.
Изоляция обмоток статора чаще повреждается в местах пересечения стержня с вентиляционными каналами и у выхода стержней из пазов. Замыкания проводников стержня вызывают местные повышения температуры меди до 150—200° С, усиленное тепловое старение изоляции и ее пробой. Причинами повреждения изоляции являются ее дефекты, перенапряжения, связанные с однофазными замыканиями на «землю» в сети генераторного напряжения, увлажнение за счет отпотевания и течи газоохладителей.
Стержни обмотки статора с непосредственным охлаждением подвержены значительным вибрациям, пульсирующим с двойной частотой тока в стержне. Это явление возникает примерно при достижении половины номинального тока. Во избежание разрушения изоляции крепление стержней должно быть особенно надежным. Разрушение лобовых частей возможно в результате воздействии электродинамических сил при коротких замыканиях.
Пробой изоляции обмоток роторов турбогенераторов может вызвать появление витковых замыканий в катушках. Витковые замыкания наиболее вероятны в лобовых частях обмотки возбуждения генератора ввиду возможных смещений витков в процессе эксплуатации. Двойные замыкания на землю обмотки ротора в разных точках могут вызвать значительную не симметрию магнитного поля, возникает одностороннее притяжение ротора к статору и разрушающие вибрации агрегата.
Значительные разрушения машин возникают в результате ослабления крепления или разрыва бандажных колец.