Навигация

Маслонасос

Маслонасос с двигателем переменного тока забирает масло из бака агрегата маслоснабжения и через маслоохладитель, фильтр и регулятор давления подает его к уплотнениям. Основной поток масла после уплотнений направляется в воздушную сторону и стекает в воздухо-отделительный бачок, откуда возвращается в бак агрегата маслоснабжения. Часть масла, поступающая через уплотнения в сторону водорода, сливается в бачок продувки и через гидравлический затвор также возвращается в бак агрегата маслоснабжения. Незначительное количество масла, проникающее по валу из масляных уплотнений во внешнюю воздушную часть, -сливается в камеры выносных подшипников генератора, откуда стекает в маслопроводы турбины. Бак агрегата масло-снабжения наполняется маслом из главного маслобака турбины. Водород, загрязненный маслом, удаляется из верхней части отсеков бачка продувки в атмосферу. Таким образом, смешивания загрязненного водородом масла «с маслом в системе регулирования <и смазки подшипников турбины не происходит. Маслонасос с двигателем переменного тока резервируется маслонасосом с двигателем постоянного тока.
Эксплуатация замкнутой схемы маслоснабжения уплотнений выявила ее недостаточную надежность. Ввиду малого объема бака агрегата маслоснабжения и сильного пенообразования в процессе слива основного потока масла возможны случаи срыва работающего маслонасоса. Велика продолжительность восстановления давления масла на уплотнения в случае отключения работающего маслонасоса и автоматического включения резервного маслонасоса с электродвигателем постоянного тока (1,5—2 сек). Кроме того, в схеме не исключена возможность попадания водорода в маслобак турбины.
В разомкнутой схеме маслоснабжения уплотнений турбогенераторов ТВВ и ТВФ (рис. 3-17) масло на уплотнения генератора поступает от главного масляного насоса турбины через масляный инжектор и после уплотнений возвращается в маслобак турбины. Подсасываемое масло к инжектору подается от системы смазки основных подшипников турбоагрегата после маслоохладителей, за счет чего снижается общая температура масла в системе масляных уплотнений генератора. Во время пуска, остановки и стоянки турбогенератора -инжектор резервируется двумя маслонасосами с двигателями переменного и постоянного тока. В схеме используются петлевой (перед маслобаком) и механический (типа ЗГ-ЗО) затворы, препятствующие проникновению водорода в маслобак турбины. Разомкнутая схема маслоснабжения уплотнений вала турбогенератора с использованием инжектора по сравнению с замкнутой схемой проще и надежнее в эксплуатации.
Некоторыми особенностями отличается разомкнутая схема маслоснабжения двухкамерных уплотнений (рис. 3-18). В ней предусмотрены два дифференциальных регулятора давления уплотняющего и прижимающего масла. Регулятор давления уплотняющего масла обеспечивает увеличение давления масла с ростом давления водорода в корпусе генератора, а регулятор давления прижимающего -масла действует наоборот или поддерживает давление прижимающего масла неизменным.
Масляные уплотнения не допускают даже кратковременных нарушений подачи масла или резких изменений перепада давлений между давлением масла и газа в корпусе статора, поэтому регулирование подачи масла должно производиться только автоматически. В качестве регуляторов используются электронные регуляторы (ТГВ-200) или дифференциальные регуляторы прямого действия (ТВФ, ТВВ).
Рассмотренные схемы маслоснабжения торцовых уплотнений вала не имеют защиты от неполадок в работе регулятора перепада давлений «масло — водород».
Недостаточно надежен поплавковый затвор ЗГ-ЗО. При ошибочном уменьшении подачи масла на уплотнения возможно подплавление уплотнений, при ошибочном увеличении давления масла после регулятора или при ошибочном закрытии поплавкого клапана гидрозатвора ЗГ-ЗО возможно попадание масла в генератор. При ошибочном открытии поплавкового клапана гидрозатвора ЗГ-ЗО возможно попадание водорода в масляную систему.
Схема с инжектором не обеспечивает полной надежности маслоснабжения в переходных режимах (при изменении скорости вращения агрегата).
Повышенной надежностью обладает схема маслоснабжения торцовых уплотнений с буферным бачком, встроенным в напорный коллектор уплотнений. Буферный бачок D = 500-600 мм и 3 000-т-6 000 мм устанавливается на стене машинного зала на высоте 5—8 м над осью турбогенератора и соединяется переливной трубой со сливным баком в схеме маслоснабжения. Верхняя точка переливной трубы дополнительной трубкой соединена с газовым объемом сливного бака. Рекомендуемые соотношения высот при установке буферного бачка для турбогенераторов разных типов приведены в табл. 3-4.