Навигация

Эксплуатации машин с водородным охлаждением

Наиболее серьезным вопросом эксплуатации машин с водородным охлаждением является борьба с утечками водорода. Перед вводом турбогенератора в эксплуатацию или после капитальных ремонтов должна быть произведена проверка генератора и устройств водородного охлаждения на газоплотность. Сжатый воздух от стационарного или передвижного компрессора подается в газовую схему через фильтр-осушитель после окончания сборки и подачи масла на уплотнения генератора. Положение всех вентилей при этом должно соответствовать работе схемы на водороде. Давление воздуха при испытании должно быть выше рабочего давления водорода не менее чем на 0,8—1 ат, длительность испытания 24 ч. Места утечек газа наиболее точно определяются течеискателем ГТИ.
Результаты опрессовки после устранения выявленных дефектов определяются контрольным замером падения давления воздуха за единицу времени. Величина утечки за сутки в процентах подсчитывается по формуле, где Рв и Рк — абсолютное давление в системе водородного охлаждения в начале и конце испытания, Ф — температура воздуха в системе в начале и конце испытания, °С.
Суточная утечка воздуха независимо от типа генератора не должна превышать 1,5%, для ресиверов с водородом суточная утечка водорода должна быть не более 1%.
Подсчет суточной утечки в кубометрах во время работы генератора производится по формуле
где V — объем газового пространства статора;
Рраб — рабочее давление газа в корпусе.
Максимальный эксплуатационный суточный расход водорода не должен превышать 10% общего количества водорода в генераторах с учетом продувок при рабочем давлении.
Суточная утечка водорода не должна быть выше 5% общего объема газа в генераторе при рабочем давлении. Следует учитывать, что с повышением температуры уплотняющего масла увеличивается количество растворяемого в нем водорода и, следовательно, может возрасти величина утечки водорода.
В схеме подачи воды к газоохладителям должна быть предусмотрена арматура для отключения каждой секции и возможность подачи охлаждающей воды обратным потоком для промывки секций при ремонтах. При отключении двигателя работающего насоса подачи охлаждающей воды резервный насос должен включаться автоматически.
Расход воды через газоохладители регулируется арматурой на сливном трубопроводе, задвижка на напорном трубопроводе должна быть всегда открыта полностью.
Если температура охлаждающей воды низка, то во избежание отпотевания газоохладителей в схеме необходимо предусмотреть рециркуляционные устройства.
Генераторы с водородным охлаждением должны быть снабжены в соответствии с ПТЭ приборами для контроля следующих параметров газо-масляной системы: чистота водорода в корпусе генератора, давление водорода в корпусе генератора, перепад давления между уплотняющим маслом и водородом, давление уплотняющего и прижимающего масла (для уплотнения двухкамерного типа), давление масла в уплотнениях, давление масла на выдаче источника масло снабжения уплотнений, температура масла на входе и выходе из уплотнений, температура вкладышей уплотнений, температура газа в генераторе.
Ремонт и обслуживание уплотнений и всего оборудования схем масло снабжения уплотнений турбогенераторов производит персонал турбинного (или котлотурбинного) цеха, а оборудования схем газоснабжения — персонал электрического цеха.
После окончания монтажа или капитального ремонта производится опробование и пуск газо-масляной системы.
В процессе наладки маслоочистительного агрегата необходимо проверить правильность срабатывания реле уровня в водородоотделительном отсеке, исправность регуляторов уровней масла во всех отсеках, исправность обратных клапанов и сигнализации. Пуск агрегата маслоочистки разрешается при перепаде давлений масла на уплотнения и газа в корпусе статора не менее чем 0,3 ат, с тем чтобы после включения агрегата маслоочистки он возрос до 0,4—0,5 ат. Порядок пуска и остановки агрегата маслоочистки должен быть оговорен в местной инструкции.
Опробование системы масло снабжения масляных уплотнений вала генераторов начинается с заполнения агрегата масло снабжения маслом из главного масляного бака турбины или из расширительного бачка, после чего включается маслонасос с двигателем переменного тока. Прокачку масла через уплотнения следует производить на неподвижной, заполненной воздухом машине. Одновременно следует наладить регулятор перепада давления масла над давлением газа в корпусе и проверить газоплотность статора.