Навигация

Увеличение поперечных сечений проводников

Увеличение поперечных сечений проводников обмотки ограничено условием сохранения неизменной предельной величины диаметра ротора, о чем говорилось выше. Следовательно, единственным способом дальнейшего роста средней линейной загрузки ротора является применение более высокой плотности тока в обмотке возбуждения, что требует создания более интенсивного охлаждения во избежание перегрева ее активных частей.
Рассмотрим, какое влияние оказывают на мощность и конструкцию турбогенераторов .способы охлаждения обмоток статора и ротора. Применяемые способы охлаждения можно' разделить у современных турбогенераторов на два типа:
косвенное охлаждение меди обмоток 'поверхностным отводом тепла от активной стали охлаждающим агентом;
непосредственное охлаждение меди обмоток охлаждающим агентом. В качестве охлаждающего агента применяются воздух, газы или жидкости.
Сравнение охлаждающей способности жидкостей и газа (водорода) с воздухом дано в табл. 3-1.
Водород по сравнению с воздухом обладает значительно большей теплоемкостью и способностью теплоотдачи, не поддерживает горения. При замене воздуха водородом уменьшаются вентиляционные потери, возрастает на 0,7—1,0 к. л. д. турбогенератора, отпадает необходимость монтажа противопожарных устройств, значительно уменьшаются размеры (повреждений при внутренних коротких замыканиях. Наиболее высокой теплоотдачей обладает вода, несколько меньшей — трансформаторное масло.
До 1946 г. все турбогенераторы изготавливались с воздушным поверхностным охлаждением, максимальная единичная мощность таких машин достигала 100 Мет. но их экономические показатели оказались низкими. С 1946 г. вошли в эксплуатацию первые турбогенераторы с водородным поверхностным охлаждением и возрастать потери на трение бочки ротора и его бандажей о газ, вентиляционные потери и к. п. д. турбогенератора в результате этого может даже уменьшиться. Аренда объемной опалубки перекрытий cup lock opalubkaset.ru.
Проблему создания более мощных турбогенераторов оказалось возможным решить только с помощью применения непосредственного охлаждения обмоток статора и ротора. Ввиду уменьшения общих размеров машин непосредственное охлаждение позволило получить значительную экономию применяемых при изготовлении дефицитных материалов. Предельные мощности турбогенераторов при различных системах охлаждения составляют (по данным JI. Я. Станиславского): воздушное— 140 Мет, водородное поверхностное с избыточным давлением до 3 ат—270 Мет, . водородное непосредственное с избыточным давлением до 3 ат—400 Мат, водяное—более 500 Мет.
В настоящее время в эксплуатации находятся турбогенераторы с непосредственным охлаждением обмоток ротора типа ТВФ (60, 100 и 200 Мет), обмоток статора и ротора типа ТГВ (200 и 300Мег) и типа ТВВ (165, 200 и 320 Мет). Проходит опытную эксплуатацию первый турбогенератор типа ТВМ мощностью 60 Мет, в ближайшее время войдет в эксплуатацию первый турбогенератор ТВМ мощностью 300 Мет. В конструкциях генераторов ГВФ и ТГВ для охлаждения используется только водород. У генераторов ТВФ непосредственное охлаждение водородом применено только для обмотки ротора, а у генераторов ТГВ — для обмоток статора и ротора. В конструкции генераторов ТВВ непосредственное охлаждение обмоток статора осуществляется водой, а ротора — водородом. В конструкции генераторов ТВМ применено непосредственное охлаждение обмотки ротора водой, а обмотки статора — трансформаторным маслом. В зазоре генератора размещен цилиндр из изоляционного материала, полностью отделяющий статор от ротора.