Навигация

Подшипниковые токи

Турбогенераторы имеют значительную длину вала агрегата. В процессе работы по концам вала наводится э. д. е., под влиянием которой через вал, подшипники и плиту генератора могут протекать значительные токи. Эти токи, называемые в эксплуатации «подшипниковыми токами», представляют опасность для подшипников генератора и турбины. С целью предотвращения протекания подшипниковых токов изолируется стул подшипника генератора со стороны возбудителя от плиты специальной прокладкой из текстолита (или гетинакса). Дополнительно должны быть поставлены изолирующие прокладки на фланцах всех соединительных маслопроводов этого подшипника, корпус уплотнения вала и маслоуловитель со стороны возбудителя должны быть также изолированы от наружного щита и маслопроводов. Все болты, крепящие фланцы должны иметь изолирующие втулки, фланцы маслопроводов запрещается закрывать металлическими кожухами. Определение сопротивления подстуловой изоляции полагается производить при полностью собранных маслопроводах. Сопротивление изоляции, замеренное мегомметром 1 ООО в, должно быть не ниже 1 Мом.
Контроль за состоянием подстуловой изоляции во время работы генератора производится методом, изложенным в § 3-9. Нарушение подстуловой изоляции во время работы турбогенератора может привести к разрушению поверхности вкладышей подшипников.
Повышенная вибрация турбогенераторов приводит к разрушению подшипников, масляных уплотнений вала, щеточных аппаратов генератора, и допустимая ее величина строго нормируется ПТЭ. Повышенная вибрация, может возникнуть из-за механической или тепловой разбалансировки роторов турбины и генератора, неточности центровки и пр. Причинам появления механической разбалансировки роторов турбоагрегатов и методам ее устранения посвящено много специальной литературы, поэтому в данной книге эти вопросы не рассматриваются.
Представляют интерес случаи появления тепловой разбалансировки роторов с непосредственным охлаждением обмотки ротора водородом генераторов ТВВ и ТВФ, встречающиеся в эксплуатации.
Тепловая неуравновешенность роторов с самовентиляцией возникает из-за изменения геометрии внутренних каналов вследствие смещения подклиновых фасонных прокладок в процессе работы турбогенератора. Величина вибрации турбоагрегата при появлении тепловой неуравновешенности ротора генератора зависит от нагрузки генератора и может достигать величин 200—250 мк, т. е. в 4—5 раз
Устранение тепловой разбалаисировки таких роторов возможно либо частичным перекрытием вентиляционных каналов в зоне бандажных колец, либо полной переклиновкой ротора. Поскольку температурный режим роторов обычно бывает очень напряженным, более эффективным следует считать второй способ. Устранение повышенной вибрации, вызванной тепловой неуравновешенностью ротора генератора, методами механической балансировки неэффективно, так как может устранить повышенный небаланс системы только для небольшого интервала температур ротора.