Навигация

Регулирование возбуждения

В процессе эксплуатации возбуждение синхронных машин следует непрерывно менять с целью поддержания напряжения сети в заданных пределах. Стабильное поддержание заданного уровня напряжения на шинах в нормальных режимах и во время переходных процессов при значительных снижениях напряжения во внешней сети, вызванных короткими замыканиями, может быть обеспечено только устройствами автоматического регулирования, поэтому на всех генераторах должны быть установлены автоматические - регуляторы возбуждения. Автоматические регуляторы возбуждения (АРВ) должны обеспечивать быстроту действия, стабильность поддержания заданных пределов регулирования (например, допустимые отклонения напряжения статора ±0,5ч—1%) и форсирование возбуждения до потолочного значения при резких снижениях напряжения на выводах машины. Кроме того, АРВ должны иметь высокую эксплуатационную надежность и конструктивно простой замер регулируемой величины. Структурная схема любого регулятора возбуждения работает следующим образом: измерительный орган измеряет изменение регулируемой величины, передает его к управляющему элементу, который воздействует на исполнительный орган, меняющий возбуждение машины в ту или иную сторону.
Наилучшими эксплуатационными характеристиками среди регуляторов пропорционального действия, не имеющих зоны нечувствительности, обладают устройства компаундирования с электромагнитным корректором "напряжения, реагирующие на отклонения тока AI и напряжения AU статора. Эффективным средством сохранения устойчивости энергосистем, а также быстрого восстановления напряжения после отключения коротких замыканий оказалось использование потолочного возбуждения с помощью простых схем релейной форсировки. В сочетании с релейной форсировкой возбуждения регуляторы пропорционального действия обеспечивают плавное регулирования напряжения при изменениях нагрузки от холостого хода до номинальной и сохранение устойчивости генераторов в процессе коротких замыканий.
На рис. 3-34 дана схема компаундирования с электромагнитным корректором напряжения, широко применяемая на турбогенераторах. Устройство компаундирования состоит из трансформаторов тока, установленных в цепи статора синхронной машины, разделительного трансформатора с установочным реостатом, группы выпрямителей и переключателей, подключающих выпрямленный ток в систему возбуждения. В схемах возбуждения с электромашинными возбудителями постоянного тока дополнительный ток возбуждения от тока нагрузки машины накладывается непосредственно на ток самовозбуждения возбудителя. В других системах возбуждения эффект компаундирования достигается иным способом.