Навигация

 

 Меню раздела

Основные условные обозначения
Индексы
Сокращения в тексте
Наименования организаций
Энергетический блок ТЭС или АЭС
Внешние регулируемые величины блока
Принципы регулирования энергоблоков
Математические модели и структурные схемы
Принципы моделирования
Аналоговые и цифровые модели
Цифровое моделирование
Способы получения математических моделей
Динамические свойства блоков
Полу эмпирические модели
Процесс эксплуатации
Типовые возмущения
Типовые звенья и структурные схемы
Элементы автоматического регулирования
Нелинейные звенья
Гармоническая линеаризация
Моделирование регуляторов
Математическое регулирование паротурбинных установок
Уравнение ротора
Моделирование паровых объемов
Моделирования влажно-паровых объемов
Моделирование поверхностных подогревателей
Применение операционного исчисления
Водяной тракт подогревателя
Точность математической модели
Моделирование парового пространства подогревателя
Масса конденсата греющего пара
Моделирование смешивающих подогревателей
Особенности моделирования конденсатора
Эквивалентирование подогревателей
Моделирование турбогенераторов
Моделирование энергосистем
Математическое моделирования парогенераторов
Моделирование системы топливоподачи
Моделирование топки
Моделирование конвентивного газохода
Моделирование активной зоны реактора
Уравнение кинетики реактора
Моделирование промежуточных контуров
Температуры теплоносителя в теплоотдающей части
Компенсаторы объема
Моделирование парогенераторов с многократной циркуляцией
Моделирование прямоточных парогенераторов
Моделирование питательного клапана парогенераторов
Структурные схемы парогенераторов
Сопротивление тракта пароперегревателя
Уравнение паропровода
Динамика регулирования энергоблока
Моделирование газового промперегревателя
Моделирование парового промперегревателя
Регулирование блоков в мощных энергосистемах
Автоматическое регулирование возбуждения
Мощностные характеристики турбогенераторов
Плановые и неплановые изменения нагрузки
Регулирование частоты в энергосистеме
Регулирование мощности
Регулирование перетоков мощности по МСС
Статическая устойчивость
Взаимное согласование параметров РОМ и АСР турбины
Динамическая устойчивость
Требования к статическим и динамическим характеристикам
Регулирование паровых турбин
Динамические характеристики мощных паровых турбин
Влияние паровых объемов
Амплитудно-фазовая характеристика системы
Влияние промежуточных объемов
Динамические характеристики влажно-паровых турбин
Роль парового промперегрева
Импульсные характеристики турбин
Система регулирования мощных паровых турбин ПО ЛМЗ
Системы регулирования турбин ХТГЗ
Система снабжена ЭГП
Влияние системы регенеративного подогрева
Динамическая структура объекта регулирования
Динамика регулирования при наборе нагрузки
Регенеративные отборы пара
Регулирование котлов
Регулирование питания прямоточных котлов
Регулирование температуры перегрева пара
Возможности регулирования температуры перегрева
Аккумулирующая способность котла
Настройка отдельных регуляторов
Принципы регулирования ядерных реакторов
Возрастание потока нейтронов
Регулирование нейтронной мощности
Система управления и защиты
Борное регулирование
Роль температурного эффекта реактивности
Неоновое отравление реактора
Регулирование конденсаторных энергоблоков
Взаимное влияние парогенератора и турбины
Математическая модель ядерного энергоблока
Контуры регулирования основных регулируемых величин
Регулирование энергоблоков ТЭС
Передаточная функция и частотные характеристики
Первичное управление котлом
Корректирующие связи в системах
Форсирующие связи
Стабилизирующие связи
Физическая природа
Регулирование энергоблоков
Схемы с задающим регулятором
Управление клапанами турбины
Динамические свойства энергоблоков
Первичное управление котлом
Комбинированное регулирование
Первичное управление котлом
Повышение эффективности участия блока
Типовые схемы АСР энергоблоков
Особенности регулирования энергоблоков АЭС
Недостатки программы регулирования
Применение программы
Блоки с канальными реакторами
Регулирование теплофикационных энергоблоков
Рациональный способ использования пара
Принцип автономности
Физические основы автономного регулирования
Характерные режимы теплофикационной турбины
Критерии автономности
Необходимое условие автономности системы
Условие полной автономности
Схемы регулирования теплофикационных энергоблоков
Нарушения автономности
Схемы регулирования теплофикационных энергоблоков
Электрическая часть АСР
Обще-блочное регулирование
АСР теплофикационного энергоблока
Статическая точность
Привлечения конденсационных энергоблоков ТЭС
Выбор программы регулирования энергоблоков АЭС


Регулирование нейтронной мощности

Регулирующие органы. В качестве основных регулирующих органов реактора обычно применяют подвижные стержни, изготовленные из материалов, поглощающих нейтроны. По назначению стержни разделяют на компенсирующие (КС), называемые также стержнями ручного регулирования (РР), автоматического регулирования (АР) и аварийной защиты (A3). Компенсирующие стержни предназначены для компенсации сравнительно медленных, но больших по величине изменений реактивности, вызванных, в частности, эффектами выгорания топлива, отравления и шлакования реактора. Стержни АР, обладающие, как правило, большей скоростью перемещения, чем КС, являются главным средством оперативного управления реактором в процессе его пуска и нормальной работы. Именно эти стержни вносят возмущения реактивности, в результате которых реактор выводится из критического режима и переходит от одного уровня мощности к другому. Для того чтобы выполнить сформулированное выше требование к СУЗ реактора, стержни АР обычно изготовляют так, чтобы они ни при каких условиях не могли создать положительную реактивность, превышающую суммарную долю запаздывающих нейтронов Р, т. е. их суммарный запас реактивности должен быть меньше р. Стержни A3 предназначены для остановки реактора в аварийных ситуациях. Для выполнения этой задачи заключенный в них запас реактивности должен превышать даже с учетом возможного зависания части стержней.
Поглощающие стержни обычно располагают равномерно по сечению активной зоны. В канальных реакторах их размещают в специальных каналах СУЗ. В водо-водяных реакторах с густой топливной решеткой обычно применяют либо подвижные поглощающие кассеты той же конфигурации, что и топливные сборки, либо так называемое кластерное регулирование, при котором в отдельных топливных кассетах вместо части установлены поглощающие стержни. К стержням обычно прикрепляют вытеснители, вытесняющие воду из той части активной зоны, в которой не находится стержень-поглотитель. Назначение вытеснителей — не допустить резкого локального повышения плотности потока нейтронов в этих зонах. В некоторых типах реакторов (например, ВВЭР-440) нижняя часть поглощающих кассет соединена с подвижными топливными сборками. При поглощении нейтронов стержнями происходит выделение теплоты. Для ее отвода организуют специальное охлаждение стержней и механизмов их привода. Электромагнитный муфты в широком ассортименте на сайте http://stanki-osnastka.ru/.
Для привода стержней СУЗ чаще всего применяют электродвигатели. На рис. 7.3 приведена кинематическая схема привода стержней СУЗ реактора РБМК-1000 [31]. В электродвигатель постоянного тока 4, приводящий стержни, встроена электромагнитная муфта, тормозящая его вал при подаче напряжения на ее обмотку. Электродвигатель через редуктор 5 приводит во вращение барабан 6. На тросе, намотанном на барабан, подвешен стержень-поглотитель 7. Через кинематическую передачу 1 во вращение приводится сельсин 5, являющийся датчиком указателя положения стержня, и кулачки 3, воздействующие на концевые выключатели 2 стержня при подходе его к крайним верхнему и нижнему положениям. При отсутствии команд на подъем и опускание стержня электрические цепи якоря и обмотки возбуждения двигателя обесточены, а в цепь обмотки электромагнитной муфты подано напряжение, и муфта (электромагнитный тормоз) фиксирует положение барабана с тросом и стержнем в заторможенном состоянии. При подаче управляющего сигнала подается напряжение в обмотки возбуждения и якоря электродвигателя и обесточивается цепь электромагнитного тормоза. При этом двигатель перемещает стержень в нужную сторону. При снятии команды на перемещение стержень снова затормаживается. То же происходит при срабатывании концевых выключателей.
Стержни A3 при нормальных режимах реактора находятся в заторможенном состоянии в крайнем верхнем положении, когда они полностью выведены из активной зоны. При срабатывании аварийной защиты электромагнитный тормоз обесточивается и стержни под действием собственного веса опускаются в активную зону.