Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии

судовая электростанция

Электрическая станция судна представляет собой электроустановку, предназначенную для выработки, преобразования и распределения электрической энергии и состоящую из ее источников и главного распределительного щита.
Судовые электростанции классифицируют по назначению, роду тока, типу первичного двигателя, способам отбора мощности и управления.
По назначению электростанции разделяют на основные, аварийные и специальные. Основная электростанция обеспечивает электроэнергией судно во всех режимах его работы. В ее состав на самоходном судне в соответствии с Правилами Речного Регистра РСФСР должно входить не менее двух основных источников электроэнергии. Располагается основная электростанция в машинном отделении (МО), причем главный распределительный щит (ГРЩ) может быть вынесен в центральный пост управления (ЦПУ) или в отдельное помещение. Аварийная электростанция предусматривается 4 на-судне для питания от аварийных источников электроэнергии (при выходе из строя основной электростанции) ряда приемников, от которых зависит живучесть судна и безопасность плавания. Перечень этих приемников определен Правилами Речного Регистра РСФСР. Электростанции специального назначения служат для питания гребных электрических установок (ГЭУ), привода черпаковой цепи и других механизмов и устройств.
По роду тока различают электростанции переменного и постоянного тока. Основные электростанции выполняются, как правило, на переменном токе, аварийные — на переменном или постоянном, специальные — чаще на постоянном токе.
В зависимости от типа первичных двигателей станции подразделяют на дизель-, турбо- и газотурбоэлектрические с приводом генераторов соответственно от дизелей, паровых машин, паровых и газовых турбин. На современных земснарядах устанавливают дизель-генераторные электростанции.
Электростанцию считают автономной, если назначением первичного двигателя является привод генератора.
Электростанцию называют единой, если она обеспечивает электроэнергией не только общесудовые механизмы и системы, но также гребные или черпаковые двигатели. Единая электростанция переменного тока снабжает электроэнергией все приемники земснаряда, включая электродвигатели постоянного тока черпакового привода, оперативных лебедок и ГЭУ.
По способу управления различают неавтоматизированные (с ручным управлением режимами работы) и автоматизированные электростанции. Последние обеспечивают автоматические пуск дизель-генераторов, распределение нагрузки, отключение неответственных потребителей при перегрузке электростанции, отключение и остановку дизель-генераторов при недогрузке и т. д.
На земснарядах источниками электроэнергии являются дизель-генераторы переменного и постоянного тока и аккумуляторы.
По назначению источники электроэнергии можно разделить на основные, резервные, аварийные и специальные. В качестве основных источников используют синхронные генераторы, специальных источников — генераторы постоянного тока, аварийных источников — аккумуляторные батареи или синхронные генераторы.
Двигатели, служащие приводом грунтовых насосов, генераторов черпаковых устройств, движителей называют главными, а приводные (первичные) двигатели генераторов, обеспечивающих судно электроэнергией, — вспомогательными. На земснарядах в качестве главных и вспомогательных двигателей применяют дизели.
Дизель и генератор в комплексе образуют агрегат, называемый дизель-генератором (ДГ). В соответствии с определением двигателей генераторы также делятся на главные и вспомогательные. На многочерпаковом снаряде главным (или черпаковым) называется ДГ, служащий для питания электроэнергией черпакового устройства, а вспомогательным — ДГ, обеспечивающий электроэнергией все остальные приводы и потребители.
Приводом грунтового насоса на землесосном снаряде обычно является дизель. Поэтому, несмотря на отсутствие главного ДГ, единственный дизель-генератор может называться вспомогательным.
На крупных земснарядах устанавливают стояночные дизель-генераторы, обеспечивающие потребителей электроэнергией в режиме стоянки.
Первичные двигатели и генераторы должны удовлетворять требованиям Правил Речного Регистра РСФСР.
Двигатель, приводящий в действие генератор, должен иметь регулятор частоты вращения, способный, в частности, ограничивать: мгновенное изменение частоты вращения в пределах не более 10% номинальной частоты вращения при мгновенном 70%-ном набросе нагрузки и отклонение установившейся частоты вращения в пределах не более 5% номинальной частоты вращения по истечении 5 с после наброса нагрузки.
Колебания установившейся частоты вращения дизель-генераторов переменного тока при нагрузках от 25 до 100% номинальной электрической мощности должны находиться в пределах 1% номинальной частоты вращения.
Генераторы переменного тока и генераторы постоянного тока параллельного возбуждения должны иметь автоматическое регулирование напряжения (АРН). Напряжение синхронных генераторов с АРН должно поддерживаться постоянным с точностью ±2,5% при всех нагрузках от холостого хода до номинальной. Точность регулирования напряжения должна обеспечиваться при изменении соэ<р от 0,9 до 0,6. Внезапное изменение симметричной нагрузки синхронного генератора, работающего при номинальных частоте вращения и напряжении, не должно вызывать снижения напряжения менее 85% и повышения более 120% номинального. После такого изменения нагрузки напряжение генератора должно восстанавливаться в течение не более 1,5 с в пределах ±3% номинального.
На земснарядах отечественного производства используются синхронные генераторы серий МС (морской, синхронный), МСС (морской, синхронный, с самовозбуждением), МСК (морской, синхронный с кремнийорганической изоляцией), ГМС (генератор морской, синхронный), ГСС (генератор синхронный с самовозбуждением). Генератор МС возбуждается от специального* возбудителя — генератора постоянного тока небольшой мощности с параллельным возбуждением. Генераторы МСС, МСК, ГСС выполнены с системой самовозбуждения.
Стремление повысить надежность генераторов привело к разработке и выпуску бесщеточных генераторов, у которых отсутствуют требующие тщательного обслуживания контактные кольца и щеточные узлы.
Необходимость иметь постоянно готовый к действию источник энергии определила широкое применение в СЭС кислотных и щелочных аккумуляторов. Кислотные аккумуляторы имеют малое внутреннее сопротивление, поэтому даже при больших силах тока нагрузки напряжение аккумулятора снижается незначительно. Кислотные аккумуляторы используют в основном для электро-стартерного пуска дизелей. Щелочные аккумуляторы в сравнении с кислотными имеют определенные преимущества: большие (в 3—4 раза) сроки службы, механическая прочность, перегрузочная способность по току и стойкость к коротким замыканиям, простота эксплуатации, возможность длительного хранения в полу-заряженном и даже в разряженном состоянии. Щелочные аккумуляторы используют в качестве аварийных источников энергии, для питания систем предупредительно-аварийной сигнализации и других, приемников.

Похожие статьи