Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Контакторы

Электрические аппараты с электромагнитным приводом, предназначенные для частой коммутации силовых электрических цепей, называют контакторами. Их применяют в схемах автоматического и дистанционного управления источниками питания, электроприводами, освещением и другими установками.
Контакторы бывают одно-, двух и трехполюсными. Они состоят из электромагнитной, контактной и дуго-гасительной систем, а также вспомогательных контактов.
Электромагнитная система контактора представляет собой электромагнит, якорь которого притягивается к сердечнику катушки под действием магнитного поля, образующегося при протекании по ней тока.
Контактная система содержит неподвижные и подвижные главные контакты: замыкающие, размыкающие или те и другие. Подвижные контакты кинематически связаны с якорем электромагнита и замыкают или размыкают силовые цепи при притягивании якоря к катушке. Контакты размыкаются при обесточивании катушки под действием пружины, которая также препятствует вибрации контактов.
Дуго-гасительная система обеспечивает гашение дуги н искр, образующихся между контактами при их отключении под нагрузкой. В контакторах постоянного тока для этой цели применяют камеры с продольными узкими щелями и магнитным дутьем, которое представляет собой магнитное поле, создаваемое дугогасительными катушками, включаемыми последовательно с главными контактами.
Дугогасительная система может предусматривать двукратный разрыв дуги, что обеспечивается применением контактов.
Гашению дуги у контакторов переменного тока способствует то обстоятельство, что сила тока периодически принимает нулевое значение, однако более эффективное
гашение обеспечивается при использовании дугогасительных камер с узкой щелью, в которой дуга гасится при соприкосновении со стенками камеры или с решеткой из стальных пластин, разделяющих дугу на части.
У аппаратов переменного тока усилие, удерживающее якорь в притянутом положении, изменяется и исчезает в моменты равенства нулю силы тока катушки, в результате чего возникает вибрация якоря, и электромагнит начинает гудеть. Для устранения этих явлений на полюсе сердечника устанавливают короткозамкнутый виток, создающий магнитное поле, сдвинутое на 90° относительно основного магнитного потока. Магнитопровод изготовляют без зазора между якорем и сердечником, что способствует более эффективному использованию короткозамкнутого витка и исключает зависимость индуктивного сопротивления катушки от размера воздушного зазора.
Для уменьшения нагрева, обусловленного потерями в стали сердечника, втягивающую катушку контакторов переменного тока обычно изготовляют короткой увеличенного диаметра. Для уменьшения потерь, вызванных вихревыми токами, магнитопровод собирают из отдельных изолированных пластин.
Сердечник и якорь контакторов постоянного тока делают литыми. Катушку в целях улучшения теплоотдачи выполняют удлиненной и небольшого диаметра.
У контакторов постоянного тока при отключении втягивающей катушки может произойти «залипание» якоря под действием остаточной магнитной индукции. Для устранения этого явления между якорем и сердечником устанавливают прокладки толщиной 0,1—0,2 мм из немагнитного материала или оставляют воздушный зазор у среднего полюса Ш-образного сердечника. Немагнитные прокладки, кроме того, способствуют уменьшению изнашивания полюсов электромагнита от ударов якоря.
Вспомогательные контакты используются для коммутации цепей управления, сигнализации и блокировки.
На судах наиболее распространены универсальные контакторы серии КМ2000, имеющие модификации для постоянного и переменного тока. Контакторы постоянного тока выпускают пяти типоразмеров, рассчитанных на силу тока 25—350 А, а контакторы переменного тока — шести типоразмеров на силу тока 25—600 А. Эти
контакторы имеют различное сочетание главных и вспомогательных контактов.
Конструкция контакторов II, III и IV величин показана на рис. 37. Все узлы и детали аппарата установлены на металлическом основании 12. В электромагнитную систему входят Е-образный сердечник 24, Т-образный якорь 27 и втягивающая катушка 26. Отключающая пружина 29 связана с якорем через рычаг 25. Контактная система мостикового типа состоит из подвижных контактов 8, связанных с планкой 20 подвижной системы, и неподвижных контактов 9, закрепленных винтами 16.
Подвижные контакты 8 перемещаются в контакто-держателе 5 с помощью направляющей колодки 7. Контактное нажатие создается пружиной 6 и регулируется шайбами 19. На токопроводе И установлен винт 13 для подключения провода.
Неподвижные контакты расположены в дугогасительной камере 10, состоящей из основания и крышки 17 и имеющей зигзагообразную щель, закрытую дугогасительной решеткой 18. У контакторов постоянного тока имеется дугогасительная катушка 15 со щеткой 14. Подвижная система контактора крепится к основанию 12 скобой 28, сердечник с катушкой — прижимными пластинками 21 и штифтом 22, а катушка — стягивающей скобой 2 и гетинаксовой шайбой 23.
У контактора имеются вспомогательные мостиковые и клиновые контакты, а также противовес , закрепленный на рычаге.

Похожие статьи