Электростанции
Навигация
-
Меню сайта
- Организация эксплуатации
- Электрические схемы
- Турбогенераторы
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Распределительные устройства
- Электродвигатели
- Автоматика
- Тепловая изоляция
- Регулирование энергоблоков
- Тяговые подстанции
- Выпрямители и зарядные устройства
- Проектирование электрических сетей и систем
- Электрооборудование электротермических установок
- Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования и предъявляемые к нему требования
На судах, в частности на земснарядах, допускается устанавливать электрооборудование, одобренное Речным Регистром РСФСР. Это, как правило, судовое электрооборудование, т. е. специальное электрооборудование, выполненное с учетом его эксплуатации в судовых условиях, значительно отличающихся от условий эксплуатации электрооборудования общего назначения.
На работу электрооборудования земснаряда влияют следующие факторы: температура окружающей среды, изменение которой в широком диапазоне обусловлено эксплуатацией земснарядов в различных климатических районах, в различное время дня и года, а также типом помещений, где установлено электрооборудование; повышенная влажность воздуха, характерная для рек и озер; крен, дифферент, бортовая качка; вибрация, вызываемая работой различных механизмов; сотрясения, характерные для работы земснарядов, особенно черпаковых, и обусловленные технологией работы (периодичностью врезания черпаков в грунт, изменением грунтовых условий, наличием твердых включений и т. д.).
В соответствии с Правилами Речного Регистра РСФСР судовое электрооборудование должно безотказно работать при следующих условиях: длительном отклонении от номинальных значений напряжения на + 6, —10%, частоты на ±5%; кратковременном отклонении от номинальных значений напряжения на +15, —30% (продолжительностью 1,5 с), частоты 10% (продолжительностью 5 с); изменении температуры окружающего воздуха от —30 до 4-40сС для открытых палуб и от —10 до 4-40° С для машинных отделений (МО) и других помещений; относительной влажности воздуха 80% при температуре +40оС и 95% при температуре +25° С; длительном крене судна до 15\ дифференте 5°, бортовой качке до 22,5° с периодом качки 7—9 с и килевой до 10° от вертикали; вибрациях с частотой 5—30 Гц, с амплитудой 1 мм для частоты 5— 8 Гц и с ускорением 0,5 ц для частоты 8—30 Гц; ударах с ускорением 3 § и частоте их от 40 до 80 в минуту.
Аварийные источники электроэнергии и питаемое от них электрооборудование должны надежно работать при длительном крене до 22,5° и дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте в указанных пределах.
Судно — автономное сооружение, его живучесть и работоспособность во многом зависят от эксплуатационных характеристик электрооборудования.
Одной из важнейших эксплуатационных характеристик электрооборудования является надежность. Поскольку к наименее надежным элементам относятся шг-точные и подвижные токопроводящие контакты, на судах стремятся устанавливать электрические машины и аппараты в бесщеточном и бесконтактном исполнении — асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, магнитные усилители, полупроводниковые приборы и бесщеточные синхронные генераторы.
Унификация электрооборудования, т. е. уменьшение используемых типоразмеров и повышение взаимозаменяемости, также увеличивает надежность работы судна в целом.
Из-за стесненности судовых помещений, стремления увеличить грузоподъемность и уменьшить осадку судна применяют электрооборудование с минимальными габаритными размерами и массой изготовленных материалов, допускающих повышенные механические и магнитные нагрузки.
Судовое электрооборудование должно быть выполнено также с учетом следующих требований: ремонтопригодности, возможности длительной работы без технического обслуживания, обеспечения минимальных помех радиоприему и малой шумности.
Стесненность судовых помещений, возможность качки, крена и т. д. обусловливают необходимость удобства и безопасности обслуживания электрооборудования. Поскольку, например, углы дифферента и килевой качки значительно меньше углов крена и бортовой качки, главный и аварийный (ГРЩ, АРЩ) и по возможности
другие распределительные щиты (РЩ) и устройства, а также камбузные плиты располагают в поперечной плоскости судна, что повышает безопасность их обслуживания, поскольку уменьшается вероятность непроизвольного касания их обслуживающим персоналом.
При наклонах электрических машин в продольном направлении возникает дополнительная осевая нагрузка на подшипники вследствие разложения силы тяжести и центробежных сил быстровращающихся масс. Поэтому исходя из указанного соотношения углов дифферента и крена дизель-генераторы и по возможности все крупные и быстроврашающиеся электрические машины следует устанавливать параллельно диаметральной плоскости судна. При таком расположении осевая нагрузка на подшипники уменьшается, что также способствует повышению надежности работы электрических машин.
Похожие статьи