Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Распределение электрической энергии

Схема распределения электрической энергии

Кабели и провода
Электроэнергия на земснарядах распределяется по радиально-групповой системе, называемой также фидерной. Электроэнергия от генераторов 01, 02 поступает на ГРЩ, от которого по отдельным фидзрам (кабелям), т.е. как бы радиально, получают питание приемники ответственного назначения и распределительные щиты (РЩ) для питания остальных групп потребителей.
По определению Речного Регистра РСФСР, приемниками ответственного назначения считаются устройства, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на нем людей и сохранность груза. К ним, в частности, относятся электрические приводы рулевого, подруливающего и якорного устройств, пожарного и осушительного насосов, а также механизмов, обеспечивающих работу главной силовой установки, щиты основного освещения, радиостанции, навигационных приборов, сигнально-отличительных огней, станции автоматической сигнализации обнаружения пожара.
Для повышения надежности работы питание электропривода рулевого устройства поступает по двум раздельным фидерам — от ГРЩ и от АРЩ. Для сигнально-отличительных огней' питание поступает от РЩ освещения и от АРЩ.
Электрические сети выполняются: на постоянном токе — двухпроводными изолированными; на переменном токе — двухпроводными изолированными; для однофазных приемников и трехпроводными изолированными для трехфазных приемников. При подключении приемников в трехфазной системе сила тока отдельных фаз не должна отличаться более чем на 15%.
По характеру приемников электрические сети подразделяют на силовые, основного, аварийного и переносного освещения, сигнализации и связи, радиотрансляции.
Для передачи электроэнергии на земснаряде используются кабели — проводники, состоящие из одной или нескольких изолированных много-проводных жил, заключенных в герметическую оболочку, поверх которой, как правило, накладываются защитные покровы. Внутренний монтаж распределительных устройств производится проводами — проводниками с облегченной изоляцией. Перечень кабелей и проводов, допускаемых к применению на судах, приведен в Правилах Речного Регистра РСФСР. В частности, допускается применять для сетей силовой и освещения кабели КНР, КНРУ, К.НРП, КНРЭ, НРШМ, КНРк, КНРПк, КНРЭк; для сетей сигнализации и связи — кабели КНРТ, КНРЭТ, КНРТЭ, КНРЭТЭ; для внутреннего монтажа распределительных устройств — провода УВГ, МШВ, МГШВ, МГШВЭ. Буквы, обозначающие марку кабелей и проводов, несут следующее смысловое значение: К — кабель; Н — негорючий (не распространяющий горения); П — в начале марки обозначает провод, а в середине или в конце — панцирь из стальных оцинкованных проволок; К — коррозионностойкий; У — усиленная изоляция; Э — экранированный медными лужеными проволоками (буква в конце марки обозначает, что экранирован весь кабель, в середине — экранированы одна или несколько жил); Т — телефонный; 111 — шланговый — для кабеля, шелковая изоляция — для провода; Г — гибкий; М — морской; В — полихлорвиниловая изоляция или оболочка; О — общая оплетка.
Конструктивное исполнение кабеля рассмотрим на примере двухжильного кабеля марки КНРПк (рис. 12) — кабель негорючим, с резиновом изоляцией, в панцире из стальных оцинкованных проволок, с коррозионностойкой полихлорвинил-хлоридной наружной оболочкой.
Жила 1 представляет собой несколько скрученных между собой медных проволок 2. Каждая жила заключается в резиновую изоляцию 3. Изолированные жилы скручиваются. Поверх скрученных жил накладывается лента 4 из полиэтилентерефталатной пленки. Покрытые лентой жилы помещаются в общую внутреннюю оболочку 5 из поливинилхлоридного пластиката или масло-бензостойкой, не распространяющей горения резины. В последнем случае ленту 4 не используют. Поверх внутренней оболочки накладываются два повива (в противоположные стороны) из стальных оцинкованных проволок 6, образующих панцирную оплетку. Наружная оболочка 7 выполняется из поливинилхлоридного пластиката.
Одно-, двух- и трехжильные кабели выпускают площадью сечения 1; 1,5; 2.5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 90; 120; 150; 185; 240; 300 и 400 мм2, причем верхний предел для различных марок кабеля не одинаков. Кабели площадью сечения 1; 1,5 и 2,5 мм2 могут иметь число жил 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 24, 27, 30, 33; 37; 41, 44 и 48.
Для передачи электроэнергии к приемникам постоянного и однофазного переменного тока используют двух-жильные кабели, к стационарным приемникам трехфазного переменного тока — трехжильные. В цепях контроля, сигнализации и управления применяют многожильные кабели. Подвижные и переносные токоприемники подключаются к сети питания шланговыми гибкими кабелями (с более гибкой оболочкой), имеющими дополнительную жилу для заземления корпуса.
Кабели и провода рассчитаны на применение при определенном напряжении.
Исходя из допустимой температуры нагрева каждый кабель имеет определенную допустимую нагрузку по току. Нормы нагрузок зависят от режима работы (продолжительный, повторно-кратковременный, кратковременный), а также от характера прокладки кабеля. Для одиночно и однорядно проложенных кабелей они выше, чем для кабелей, проложенных пучком или в трубах. Допустимые нагрузки приводятся в каталогах на кабели и в Правилах Речного Регистра РСФСР.
Кабели изготовляют устойчивыми к воздействиям климата и агрессивных сред.
Судовые кабели должны обеспечивать работу сетей при воздействии на них морской воды, быть масло-бензо-стойкими, сохранять работоспособность при воздействии Паров кислот и щелочей, угольной и другой пыли, не распространять горение. После изготовления кабели в течение 15 мин подвергаются испытанию под напряжением 2кВ переменного тока частотой 50 Гц между жилами и между жилами и металлическими повивами. Электрическое сопротивление изоляции жил кабелей после изготовления должно быть не менее 120 МОм на 1 км. длины при температуре 20°С. Каждый кабель имеет срок службы. К примеру у одно-, двух- и трехжильных кабелей марок КНРк, КНРПк он составляет 15 лет, а у четырех- и более жильных — 20 лет. Фактический срок службы кабелей не ограничивается временем, указанным в технических условиях, а определяется их техническим состоянием. Критериями работоспособности кабелей по истечении срока службы являются: отсутствие на поверхности наружной оболочки кабеля трещин; соответствие электрического сопротивления изоляции жил требованиям по сопротивлению изоляции к системе, в которой находится кабель; выдерживание испытательного напряжения постоянного тока 2 кВ в течение 5 мин между жилами, а также между жилами и панцирем, соединенным с землей.

Похожие статьи