Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта

К электроприводам механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта, не предъявляется особых требований по регулированию скорости их исполнительных органов. Большинство механизмов имеют привод от асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором с прямым пуском или с пуском переключением обмоток статора со звезды на треугольник. В некоторых случаях применяют двигатели с фазным ротором.
В электроприводе лебедок концевого понтона предусматриваются муфты свободного хода барабана. Управление электроприводом осуществляется с двух постов — с местного и из рубки управления. Схемами управления электроприводами лотко-подъемных лебедок, поворота клапана грунтового колодца и рамоподъемной лебедки ограничиваются предельные положения лотков, клапана и рамы.
На рис. 106 приведена схема электропривода рамоподъемной лебедки, примененная на земснарядах проектов 23-75, 23-110. Включение и реверсирование двигателя М производится контакторами К1 и К2. В верхнем и нижнем положениях рамы привод автоматически отключается конечными выключателями 801 и 802. Привод оборудован трехфазным электромагнитным тормозом УВ. Для автоматического выведения резисторов в цепи ротора служат реле напряжения КУ1, КУ2 и контакторы КЗ, К4. Подстроечными резисторами К1, Н2 реле КУ1, КУ2 настроены на разные напряжения отпускания якорей.
Одним из основных элементов схемы является электромагнит УА. На его якоре закреплена планка, которая с помощью специальной пружины не дает замыкаться размыкающим контактам реле КУ1 и КУ2 при отсутствии напряжения на выводах электромагнита УА. При постановке переключателя 8А1 в первое положение (на спуск или подъем) электромагнит У А питания не получает, и двигатель работает с введенными в цепь ротора резисторами. Во втором положении переключателя 8А1 электромагнит У А получает питание, втягивает свой якорь и освобождает контакты реле напряжения КУ1, КУ2.
В момент включения двигателя Э.Д.С. ротора максимальная. Реле КУ1, КУ2 срабатывают и своими контактами размыкают цепи питания контакторов КЗ, К4. По мере разгона двигателя Э.Д.С. уменьшается и достигает значения, при котором реле КVI отпускает свой якорь. Контакт реле КУ1 включает контактор КЗ, шунтирующий первую ступень резисторов ЯЗ. При дальнейшем разгоне двигателя аналогично выводится из цепи ротора вторая ступень пусковых резисторов Я4. Резисторы Я5 остаются постоянно включенными в цепь ротора для некоторого «смягчения» механической характеристики электропривода. При увеличении нагрузки на двигатель частота его вращения уменьшается, Э.Д.С. ротора увеличивается, н в цепь ротора автоматически вводится одна или обе ступени резисторов.
В схеме может быть предусмотрено ограничение ослабления натяжения каната при отпускании рамы на грунт. Для этого схема дополняется конечным выключателем 5ф<? и реле К5. Ролик рычага конечного выключателя 5(33 при натянутом канате нажат и катится по нему. Замыкающий контакт конечного выключателя 5(}3 замкнут, реле Кп включено, и двигатель .может работать па спуск рамы. При ослаблении натяжения канат провисает и пружина самовозврата конечного выключателя размыкает контакт 5(?<?. Опускание рамы автоматически прекращается. Конечный выключатель 5(}3 и реле КЗ включены последовательно с размыкающим контактом переключателя 5А1 для предотвращения самопроизвольного включения привода при последующем натяжении каната.
Выключателем 5АЗ шунтируется конечный выключатель 5(}3 при необходимости стравливания каната.
Оригинально решена задача ограничения ослабления натяжения каната в схеме электропривода рамоподъемной лебедки земснарядов проектов 1519 (рис. 107, а) и РЗб. После пуска кнопкой 5В2 электропривода на опускание рамы электродвигатель разгоняется в двигательном режиме по механической характеристике в квадранте / (рис. 107, б). Под действием массы рамы частота вращения ротора электродвигателя увеличивается. В момент достижения синхронной частоты вращения п0 Э.Д.С., сила тока и вращающий момент электродвигателя равны нулю. Затем при п>п0 Э.Д.С. двигателя становится больше напряжения сети питания — двигатель переходит в генераторный режим, создавая тормозной момент Л1т, который уравновешивается движущим моментом сопротивления рамы. Разгон прекращается, и двигатель работает в режиме рекуперации электроэнергии (квадрант И) с частотой вращения, соответствующей Мт. В момент касания рамой грунта
движущий момент сопротивления рамы становится равным нулю, и электродвигатель из генераторного режима переходит в двигательный, т. е. от выдачи электроэнергии в сеть к ее потреблению. На изменение знака мощности реагирует реле обратной мощности КУР — замыкает свой контакт в цепи промежуточного реле К, которое, срабатывая, разрывает своим размыкающим контактом цепь контактора КМ2. Двигатель останавливается.
Поскольку при пуске на опускание рамы двигатель начинает работать в двигательном режиме, то на период его разгона до п0 кнопку 5В2 следует держать нажатой, иначе реле КУР остановит привод. В случае необходимости ослабления натяжения каната (например, для его сматывания) кнопку ЗВ2 также надо держать нажатой.
Трансформатор ТУ применен в схеме, потому что реле обратной мощности выпускается на напряжение, отличное от напряжения бортовой сети. На схеме: 5ф/ и 5^2 — конечные выключатели, ограничивающие крайние верхнее и нижнее положения рамы, ЗА — аварийный выключатель.
Схема рамоподъемного электропривода земснаряда проекта РЗб аналогична рассмотренной, за исключением двигателя. На земснарядах проекта РЗб (и 892) применены двигатели с фазным ротором и постоянным па-ралллельным подключением к нему резистора аналогично схеме, приведенной на рис. 75.
Наиболее просты по исполнению электроприводы клапана грунтоприемника и лоткоподъемной лебедки. Схемой электропривода клапана (рис. 108) предусматриваются дистанционное управление (кнопки 8В1, ЗВ2), автоматическое отключение в конечных положениях поворота (конечные выключатели 5(2, 802), сигнализация положения клапана — правый или левый борт (лампы НИ, Н1.2, включаемые 803, 804). В схеме электропривода лоткоподъемной лебедки лампы сигнализации отсутствуют, предусмотрены электромагнитный тормоз и кнопка «Стоп», поскольку лоток в отличие от клапана может быть остановлен в любом промежуточном положении.
При работе многочерпакового земснаряда возникает необходимость регулировать шлейф черпаковой цепи в зависимости от глубины опускания рамы. По мере изнашивания сочленений черпаков (втулок и пальцев) или в случае изъятия черпака из цепи появляется потребность в натяжении черпаковой цепи и, наоборот, при опускании рамы на большую глубину во избежание обрыва цепи из-за чрезмерного натяжения требуется ее ослабление.
Перечисленные требования обеспечиваются перемещением оси подвеса черпаковой рамы электроприводом натяжного устройства (рис. 109). Поскольку электродвигатели М1 и М2 с соответствующими передачами к оси подвеса рамы находятся с разных сторон от рамы и не имеют механической связи между собой, необходимо иметь два режима работы электропривода: режим раздельной работы М1 и М2 для подгонки положения оси подвеса рамы; режим синхронного вращения М1 и М2 при перемещении оси подвеса (так называемого электрического вала). Режимы работы выбираются переключателем 5Л: положение «0» — раздельная работа; положение «1» — синхронное вращение. Двигатель М1, например, при раздельной работе включается контакторами К2 или КЗ, управляемыми кнопками 8В1, 8В2, ЗВЗ.
В режиме синхронного вращения переключателем ЗА замыкаются цени реле времени КТ, контактора Кб, осуществляется параллельное соединение 8В1 и ЗВ4, ЗВ2 и ЗВ5 и последовательное соединение кнопок ЗВЗ и ЗВ6. Таким образом, двигатели М1 и М2 включаются на одинаковое направление вращения нажатием любой из кнопок 5Я/ или ЗВ4 (ЗВ2 или ЗВ5), а отключаются любой из кнопок ЗВЗ или ЗВ6. Замыкание цепи КТ ведет к отключению К1 и разрыву одной фазы питания двигателей (значение этого описано ниже). При включении двигателей получает питание контактор Кб и своими контактами Кб-1 замыкает уравнительные соединения между обмотками роторов двигателей М1 и М2, а контактом К6-2 размыкает цепь реле КТ, которое с выдержкой времени включает К1 — «Средняя» фаза питания двигателей замыкается, и они % начинают работать в режиме синхронного (согласованного) вращения.

Похожие статьи