Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Приборы технологического контроля и системы ориентации

Для контроля за технологическим процессом и обеспечения наиболее эффективного использования рабочего оборудования земснаряды оснащают приборами технологического контроля.
Глубину опускания рамы всасывающей трубы и черпаковой рамы, а также длину каната, выбранного (вытравленного) лебедками рабочих перемещений, измеряют приборами, основу которых составляют сельсины, работающие в индикаторном режиме. В первом случае прибор называется глубиномером, во втором — подаче-мером.
При движении рамы ее угловое перемещение через передачу преобразуется в поворот ротора сельсина-датчика. На оси ротора сельсина-приемника укреплена стрелка, поворачивающаяся вместе с ротором. Шкала измерительного прибора проградуирована в метрах глубины опускания рамы.
Вал ротора сельсин-датчика подачемера приводится в движение от ролика, катящегося по канату. Стрелка измерительного прибора соединена с валом ротора сельсина-приемника через зубчатую передачу. Возможна установка трех стрелок: первая показывает метры, вторая — сотни метров, третья не связана с сельсином-приемником и служит для отметки на шкале подачемера требуемой длины траншеи или папнльонажной ленты.
Подачемер оборудуется устройством для сброса показаний.
Угол поворота землесосного снаряда при свайно-тросовом папильонированни также измеряется с помощью сельсинов в индикаторном режиме. На земснарядах проектов 15191 и Р-010 (в модернизированном варианте) сельсинами измеряется угол выхода с земснаряда канатов носовых становой и папильонажных лебедок.
Для измерения скорости папильонирования и продвижения по траншее применяют папильомеры (скоростемеры). Датчиком папнльомера является тахогенератор постоянного тока с независимым электромагнитным возбуждением или возбуждением от постоянных магнитов. Вращение валу тахогенератора передается от катящегося по канату ролика. Измерителем является вольтметр или миллиамперметр, шкалы которых проградуированы в метрах в минуту. Для большей точности показаний измерительный прибор может иметь две шкалы, по одной из которых измеряется малая скорость выбирания каната, а по другой — большая. Переход со шкалы на           шкалу в этом случае    осуществляется автоматически с помощью реле тока.
Для определения скорости движения черпаковой цепи, измеряемой числом опрокидывающихся на верхнем барабане черпаков в минуту, также служит тахогенератор, присоединяемый непосредственно к валу черпакового электродвигателя или к одному из валов редукторной передачи. Шкала измерительного прибора проградуирована в количестве черпаков в минуту. Тахогенератор применяется и для определения частоты вращения фрезы механического рыхлителя.
Интенсивность работы черпакового устройства (число черпаков, прошедших через верхний барабан за определенный интервал времени) измеряется элекро-импульсным счетчиком, состоящим из электромагнитного реле и счетного механизма. Датчиком импульсов является замыкатель с приводом от диска, имеющего нажимной выступ и установленного на валу верхнего черпакового барабана.
В качестве счетчика времени извлечения грунта используют синхронные часы, состоящие из синхронного электродвигателя и приводимого им счетного механизма. Синхронные часы включаются одновременно с дноуглубительным устройством. Такие же часы применяют и для определения времени наработки дизелей.
На одночерпаковом штанговом земснаряде используют прибор контроля поворота штанги (стрелы), который помогает определять границы прорези, место очередного черпания согласно заданной программе, положение штанги и сигнализирует о совмещении положения штанги с местом черпания.
О нагрузке механизмов дноуглубления и рабочих перемещений судят по показаниям амперметров их электроприводов.
Вакуум во всасывающей и давление в напорной частях пульпопровода землесосного снаряда измеряют соответственно вакуумметром и манометром. Обычно это приборы неэлектрического типа.
В качестве датчиков системы автоматического регулирования земснаряда (САРЗ) применяют консистометры, вакуумметры, манометры, слоемеры, расходомеры и тягомеры как электро-контактные, так и с непрерывным выходным электрическим сигналом.
Консистометр представляет собой комплексный прибор, состоящий из датчиков давления, дифманометра и указателя насыщения. Мембранный дифманометр используется в качестве измерителя перепада давления на наклонном участке напорного пульпопровода. Указатель насыщения служит для регистрации процентного содержания грунта в пульпе (смесь воды с твердыми частицами). В него входит регулятор, контактная или бесконтактная система которого выдает в САРЗ сигналы об увеличении или уменьшении степени насыщения пульпы. Расход пульпы измеряется расходомером. Совместное использование показаний расходомера и консистометра с применением множительных и интегрирующих схем позволяет определять производительность земснаряда и объем извлеченного грунта.
Непрерывный сигнал по вакууму и давлению получается при использовании манометрических пружин в сочетании с сельсинами в трансформаторном режиме работы (рис. 118,а) или потенциометрами (рис. 118,6). Ротор сельсина ВС (или подвижной контакт потенциометра Я) механически связан с подвижным глухим концом манометрической пружины Пр. При нулевом вакууме ротор сельсина повернут относительно оси обмотки статора так, что линейное напряжение на выходе используемых фаз ротора равно нулю. При изменении вакуума глухой конец манометрической пружины перемещается,-ротор поворачивается н на выводах его обмоток появляется напряжение. Воздействие пружины на ползунок потенциометра приводит к изменению снимаемого с него напряжения.
Слое-мер предназначен для измерения слоя осадка грунта в трубопроводе. Принцип работы слое-мера основан на зависимости температуры нагретого тела от скорости движения омывающей его пульпы. Он имеет пять датчиков, вмонтированных в трубопровод. Четыре датчика (НК1—КК4) рабочих, а один (КК5) — компенсационный, служащий для компенсации изменений температуры пульпы и скорости ее движения. Внутри каждого датчика вмонтирован терморезистор, подогреваемый проходящим по нему током. При отложении слоя осадка в пульпопроводе датчики, оказавшиеся прикрытыми осадком, перестают омываться пульпой. Вследствие этого температура и, следовательно, сопротивление терморезистора повышаются. Каждый терморезистор включен в цепь питания по мостовой схеме таким образом (рис. 118, г), что при изменении его сопротивления мост разбалансировывается и с диагонали моста снимается сигнал. Чтобы исключить влияние одного терморезистора на другой, в схему включены диоды У01—Уй4. В настоящее время разработан оптический слое-мер.
Тягомер измеряет натяжение каната. Конструктивно он представляет собой пружинный динамометр, установленный на канате (рис. 118, д). При изменении натяжения каната средний подпружиненный ролик тягомера, механически связанный с потенциометром, перемещаясь, поворачивает скользящий контакт потенциометра. Напряжение, снимаемое с потенциометра, является сигналом для САРЗ. Перемещение среднего ролика может воздействовать также на контакты конечного выключателя. В первом случае сигнал представляет собой сигнал непрерывного действия, во втором — релейного действия. С достаточной точностью для измерения усилия в канате лебедки может быть использована зависимость тока якоря электродвигателя от момента на его валу при неизменном возбуждении. При этом в цепь якоря электродвигателя включается низкоомный резистор (шунт), падение напряжения на котором косвенно характеризует усилие в канате и служит сигналом для САРЗ. Преимуществом последнего способа является отсутствие контактных и трущихся частей, недостатком — отсутствие информации при выключенном двигателе.
Ориентация землесосных снарядов на реке при разработке прорезей траншейным способом может выполняться с помощью систем «Автоствор», «Радиус», а также систем с применением лазера, позволяющих определять отклонение всасывающей трубы земснаряда от оси траншеи и местонахождение оси траншеи при переходе с одной траншеи на другую или при возвращении на прежнее место после ухода с прорези для пропуска судов. При смещении всасывающей трубы с оси разрабатываемой траншеи система выдает сигнал на включение папильонажных лебедок. Применение систем ориентации облегчает управление земснарядом, повышает качество разработки прорези, практически исключает простои из-за неудовлетворительных условий видимости.
В основу системы «Автоствор» положен раднофазный гиперболический метод измерения расстояния. На рис. 119, а приведена структурная схема системы «Автоствор», а на рис. 119, б изображен участок реки с запланированной прорезью, подлежащей разработке. На линии (линия поперечных створов), перпендикулярной оси уу' (линия продольных створов) прорези МИКЛ, на берегах или на плаву устанавливаются задающая А и отражающая В радиостанции. Задающая станция представляет собой радиопередатчик, излучающий непрерывные колебания частотой Отражающая станция состоит из радиоприемника п радиопередатчика. Радиоприемник принимает колебания задающей станции и преобразует их в колебания с частотой /3. На земснаряде С два радиоприемника принимают и сравнивают по фазе сигналы радиопередатчиков Л и .В. Оба радиоприемника работают на одну антенну, поднятую над всасывающей трубой земснаряда.
Сигналы судовых радиоприемников поступают на индикатор траншей, представляющий собой фазоизмерительное устройство (фазометр), измеряющее изменение разности фаз, т. е. изменение разности расстояний /1— и до задающей и отражающей радиостанций. Земснаряд должен перемещаться так, чтобы разность фаз (т. е. разность расстояний от всасывающей трубы земснаряда до места нахождения радиостанций Л и В) оставалась неизменной. При отклонении земснаряда от оси траншеи индикатор выдает сигналы на включение папильонажных лебедок, а по стрелочному прибору можно визуально контролировать положение всасывающей трубы земснаряда относительно оси траншеи. Стрелочный прибор имеет две шкалы, две стрелки и с лицевой стороной представляет собой циферблат часов. Смещение земснаряда с траншеи на траншею соответствует полному обороту большой стрелки и повороту малой стрелки на 1/,2 оборота, т. е. на одно деление. Большая стрелка показывает смешение с осп траншеи, а малая — номер траншеи.
В «Автостворе» с эллипсно-гиперболическим способом измерения расстояний (измеряются как разность, так и сумма фаз сигналов) координаты положения земснаряда выдаются в прямоугольной системе отсчета. Задающая станция устанавливается на борту земснаряда, отражающие — на берегу (плаву).

Похожие статьи