Электростанции
Навигация
-
Меню сайта
- Организация эксплуатации
- Электрические схемы
- Турбогенераторы
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Распределительные устройства
- Электродвигатели
- Автоматика
- Тепловая изоляция
- Регулирование энергоблоков
- Тяговые подстанции
- Выпрямители и зарядные устройства
- Проектирование электрических сетей и систем
- Электрооборудование электротермических установок
- Электрооборудование земснарядов
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
|
Надежность электрооборудования в работе во многом определяется правильностью его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.
Под эксплуатацией понимают применение данного электрооборудования по прямому назначению, включающее работы, связанные с пуском (включением), остановкой (выключением) и наблюдением за работающим электрооборудованием. Эксплуатирует электрооборудование вахтенный персонал в соответствии с обязанностями.
Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплекс работ, направленный на поддержание исправности или только работоспособности электрооборудования при использовании его по назначению, хранении и транспортировании. Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования предусматривается три вида планового технического обслуживания: ТО Л 1 (проводится без разборки оборудования), ТО Л« 2 (с частичной разборкой), ТО Л* 3 (с полной разборкой), а также заводское техническое обслуживание. При выполнении ТО ЛГ? 2 должно проводиться ТО Л? 1, а при выполнении ТО Л® 3 — ТО Л® 1 и Л*2 2.
Выполнение ТО Л® 1 возлагается на судовые команды, ТО № 2 — на судовые команды и береговые производственные участки (БПУ), ТО .V? 3 и заводского ТО— на судовые команды, БПУ и электро-помехи судоремонтных предприятий.
Техническое обслуживание планируется в целях обеспечения необходимой готовности электрооборудования к действию и безопасных условий для проведения работ. График ТО электрооборудования земснаряда составляется на основании заводских инструкций по эксплуатации и обслуживанию электрооборудования, технических условий на его поставку, Правил технической эксплуатации судового электрооборудования и опыта эксплуатации электрооборудования данного или однотипного земснаряда. Проводится ТО с установленной графиком периодичностью, и таким образом способствует предотвращению отказов -электрооборудования и преждевременного изнашивания деталей и, следовательно, повышает надежность его работы.
Ремонт машин и оборудования — процесс восстановления их работоспособности или исправности путем устранения отказов и возобновления ресурса. В зависимости от степени восстановления изделия ремонт подразделяется на текущий, средний первого и второго объемов и капитальный.
Текущий ремонт производится ежегодно и заключается в выполнении работ по поддержанию оборудования в исправном техническом состоянии (перебираются некоторые узлы, заменяются быстроизнашивающиеся детали, регулируются зазоры и т. д.). В зависимости от объема работ текущий ремонт может осуществляться на судне или в заводских условиях. При хорошем состоянии электрооборудования судна вместо текущего ремонта проводится заводское техническое обслуживание, которое включает, кроме планового технического обслуживания, проведение работ, обеспечивающих нормальную эксплуатацию электрооборудования в следующую навигацию.
При среднем ремонте восстанавливаются исправное техническое состояние и паспортные показатели электрооборудования (производится ремонт или замена изношенных или поврежденных частей). Средний ремонт осуществляется через определенные планируемые сроки, предупреждающие предельный (критический) износ оборудования. Такой ремонт называется планово-предупредительным (ППР). Средний ремонт обычно выполняют судоремонтные предприятия в меж-навнгационный период.
Капитальный ремонт связан с восстановлением ресурса, поломками и повреждениями оборудования. Если изделие капитально ремонтировать нецелесообразно, его заменяют аналогичным или усовершенствованным.
Для проведения ремонтных работ на основании записей в электротехническом журнале, наблюдения за состоянием электрооборудования и актов освидетельствования судна инспекторами Речного Регистра РСФСР электромехаником судна составляется ремонтная ведомость по электрооборудованию, в которой указывается конкретный перечень работ, ремонтируемые и заменяемые узлы, необходимые материалы и т. п. Для судов серийной постройки разработаны единые ремонтные ведомости (ЕРВ), в которых отражена номенклатура всех возможных работ, требуемые материалы, сменные детали, стоимость работ и т. д. Работы, не учтенные в ЕРВ, записываются в разделе «Дополнительные работы».
После ремонта или зимнего отстоя перед пуском электрифицированных судовых установок проводится их наладка. Целью наладки являются:
проверка правильности взаимодействия и взаимосвязей всех элементов схемы под напряжением;
настройка и регулирование элементов схемы для получения предусмотренных проектом технологических показателей (пределы срабатывания, скорость или частота вращения, производительность, ограничение момента и т. д.).
Особенно важны наладочные работы для электроприводов со сложными схемами автоматизированного или автоматического управления, например черпаковой цепи или папильонажных лебедок.
После постройки или ремонта земснаряда проводятся его испытания, в частности электрооборудования, которые подразделяются на швартовные (у стенки завода), ходовые (для самоходных земснарядов) и производственные (на грунте). На швартовных испытаниях опробовается практически все электрооборудование. Во время ходовых и производственных испытаний электрооборудование работает по назначению, и за ним ведется наблюдение.
В зависимости от производительности земснаряда, степени энерговооруженности и автоматизации, установленной мощности генераторов электростанции и приемников и т. д. в штате земснаряда может быть предусмотрено одно или несколько лиц электротехнического персонала.
При наличии в штатном расписании не менее трех человек электротехнического персонала на земснаряде вводится круглосуточная вахта. В других случаях постоянная вахта не устанавливается, а режим рабочего дня определяется расписанием.
Ответственным за техническое состояние электрооборудования является электромеханик земснаряда (или помощник механика по электрооборудованию), находящийся в непосредственном подчинении механика земснаряда, на которого возложена в целом ответственность за техническую эксплуатацию электрооборудования.
В обязанности электромеханика (помощника механика по электрооборудованию) входят:
обеспечение надежной и безопасной работы электрооборудования, правильной технической эксплуатации;
обеспечение своевременного и точного выполнения графиков технического обслуживания;
подготовка электрооборудования к межнавигационному ремонту или зимнему отстою, его дефектация и приемка из ремонта;
составление ремонтных ведомостей; учет отказов электрооборудования, расхода и поступления запасных частей и инвентаря;
составление отчетов о работе электрооборудования; ведение электротехнического журнала. Электротехнический журнал ведется на всех земснарядах, имеющих штатных электромехаников (помощников механика по электрооборудованию), и состоит из трех разделов (I. Подготовка к навигации; II. Техническое обслуживание во время навигации; III. Подготовка к судоремонту) и трех приложений (1. Инструктивные указания по замеру сопротивления изоляции; 2. Сведения об отказах; 3. Замечания инспектирующих лиц).
В раздел I входят акт проверки средств автоматизации и электрооборудования судна в период сдачи в эксплуатацию и протокол испытаний тепловой и максимальной защиты электрических систем.
Раздел II включает в себя график ТО ЛЪ 2 и суточные бланки, в которые записывается нагрузка электростанции через определенные интервалы времени, замечания по функционированию электрооборудования и выполнение за сутки работы.
В раздел III сведены: акт дефектации судового электрооборудования перед средним ремонтом; таблицы замеров сопротивления изоляции генераторов и машин ГЭУ до и после среднего ремонта: таблица дефектов певчего электрооборудования; предложения по межнавигационному ремонту; таблица потребности в материалах и запасных частях к электрооборудованию; отчет о выполнении ТОЛ3.
Организация технической эксплуатации судового электрооборудования возложена в бассейновых управлениях пути (БУП) на службу) хозяйства (ССХ), а в управлениях каналов (УК) — на отдел судового хозяйства (ОСХ). В оперативном подчинении ССХ (ОСХ) находятся механики-наставники по электрооборудованию, групповые и линейные инженеры-электромеханики, береговые производственные участки, наладочные партии. Механики-наставники по электрооборудованию и наладочные партии также непосредственно подчиняются ССХ (ОСХ).
Групповые и линейные инженеры-электромеханики, находясь в непосредственном подчинении технических участков пути (ТУ) и районов гидросооружений (РГС), обеспечивают правильную техническую эксплуатацию электрооборудования закрепленной за ними группы земснарядов.
Главным лицом в БУП и УК по вопросам электрооборудования земснарядов является механик-наставник по электрооборудованию, в основные обязанности которого, в частности, входит изучение и распространение передовых инженерных методов технической эксплуатации электрооборудования, осуществление надзора за его техническим состоянием (не только через групповых и линейных инженеров-электро-механиков, командиров, механиков и электромехаников земснарядов, но и непосредственно).
Похожие статьи