Электростанции
Навигация
-
Меню сайта
- Организация эксплуатации
- Электрические схемы
- Турбогенераторы
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Распределительные устройства
- Электродвигатели
- Автоматика
- Тепловая изоляция
- Регулирование энергоблоков
- Тяговые подстанции
- Выпрямители и зарядные устройства
- Проектирование электрических сетей и систем
- Электрооборудование электротермических установок
- Электрооборудование земснарядов
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
К основным параметрам судовой электроэнергетической системы (СЭС) относятся род тока, напряжение и частота.
Выбор рода тока определяется в основном требованиями, предъявляемыми к диапазону и плавности регулирования частоты вращения электродвигателей в приводах судовых механизмов. В настоящее время вопрос выбора рода тока СЭС решается однозначно в пользу переменного тока, за исключением механизмов, требующих плавного изменения частоты вращения. Двигатели переменного тока по сравнению с двигателями постоянного тока легче на 20—40%, меньше по габаритным размерам на 20—30% и дешевле на 30—40%. Схемы их включения в сеть значительно проще, чем схемы включения двигателей постоянного тока.
Для нерегулируемых электроприводов наиболее рационально использовать асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Из-за отсутствия коллектора и щеточного механизма асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором надежнее двигателей постоянного тока. Асинхронные двигатели имеют также и более продолжительный срок службы.
Синхронные генераторы, несмотря на более сложные системы регулирования напряжения, проще по конструкции и обслуживанию и надежнее в работе, чем генераторы постоянного тока.
Использование переменного тока позволяет довольно просто осуществлять преобразование (с помощью трансформаторов) одного напряжения в другое и отделять сеть освещения от силовой, что весьма существенно повышает надежность СЭС. Снижение сопротивления изоляции и возникновение коротких замыканий более характерны для разветвленной сети освещения (особенно наружного), которая при наличии разделительного трансформатора имеет с силовой сетью не гальваническую, а только электромагнитную связь и поэтому оказывает на нее меньшее воздействие.
При использовании переменного тока не возникает затруднений в получении электроэнергии с берега, поскольку на берегу основным родом тока является переменный.
Номинальное напряжение СЭС определяется обычно мощностью судовой электростанции и протяженностью судовой кабельной сети. При неизменной мощности приемника повышение напряжения приводит к уменьшению силы потребляемого тока (1 = Р,'С — для постоянного тока и I=р,')3и собц) — для переменного трехфазного тока) и. следовательно, к возможности использования питающего кабеля с меньшей площадью сечения. Кроме того, снижается падение напряжения Л6/ на сопротивлении г кабельной сети (Д1/ = г/). Несколько уменьшаются также и габаритные размеры коммутационной аппаратуры. Номинальные напряжения источников электроэнергии на судах согласно Правилам Речного Регистра РСФСР не должны превышать; 400В при переменном трехфазном токе; 230В при переменном однофазном токе; 230 В при постоянном токе.
Номинальные напряжения у приемников не должны превышать значений, приведенных в табл. 2. Доминирующим в электростанциях современных судов является напряжение 380 В для силового оборудования и 220 В для освещения. Для электроприводов большой мощности (например, грунтового насоса землесосного снаряда) допускается применение трехфазного тока напряжением до 10 000 В включительно. Высокое напряжение особенно целесообразно при энергоснабжении с берега земснарядов, предназначенных для работы на определенной акватории.
В СЭС применяют переменный ток с номинально» частотой 50 Гц, т. е. как и в береговых энергосистемах. Для радионавигационных устройств и других потребителей, работающих при повышенной частоте тока» используют преобразователи частоты. При повышении частоты тока снижаются масса и габаритные размеры электрооборудования.
Похожие статьи