Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Электро-травматизм

Безопасное обслуживание электроустановок земснарядов возможно только при соблюдении правил техники электробезопасности. Обслуживающий персонал должен иметь отчетливое представление об опасностях, возникающих при обслуживании электроустановок, условиях их возникновения, характере и последствиях воздействия электрического тока на организм человека, знать меры предупреждения опасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте электрооборудования и уметь оказать первую помощь пострадавшим от электрического тока.
Поражение человека электрическим током происходит при его соприкосновении с находящимися под напряжением частями электроустановок. Различают два вида поражения током: электрический удар — поражение всего организма и электрическая травма — поражение отдельных его частей. Исход поражения током (судороги рук, ожоги, паралич дыхательных путей и т. п., включая летальный исход) зависит от силы и продолжительности воздействия тока, пути его прохождения в организме человека, состояния окружающей среды и состояния организма человека. Сопротивление тела человека может изменяться от нескольких десятков тысяч до тысячи омов, а иногда и меньше. Наименьшим сопротивлением в организме человека обладают кровь, лимфа, мышечная ткань, наибольшим сопротивлением — верхний роговой слой кожи, жировая и костная ткань. Сопротивление человека не является постоянным и зависит от состояния кожного покрова, площади соприкосновения с токопроводящей поверхностью, плотности контакта, усталости, нервного состояния человека и т. д. Безопасна такая сила тока, при которой человек может самостоятельно оторваться от токопроводящих
частей. Считается, что она не превышает 10 мА при переменном и 50 мА при постоянном токе. Переменный ток значительно опаснее постоянного. Степень опасности постоянного и переменного тока находится в соотношении примерно 1:3. Одной из причин повышенной опасности переменного тока полагают наличие емкостной проводимости человеческого тела, которая для постоянного тока равна нулю. Так как сила тока заранее не может быть определена, то для оценки безопасных условий работы принято безопасное напряжение — не более 12 В.
Вероятными могут быть два случая попадания человека под напряжение: однополюсное и двухполюсное прикосновение к токопроводящим частям. При однополюсном прикосновении ток рт одной фазы потечет через тело человека, его обувь и изоляцию других проводов (в судовых синхронных генераторах нейтраль не заземляется).
Сила тока зависит от напряжения сети и сопротивления изоляции отдельных фаз по отношению к корпусу. Следовательно, очень важно поддерживать-изоляцию в исправном состоянии, так как с ее повреждением человек при однополюсном прикосновении может попасть под полное напряжение сети. Еще более опасным является двухполюсное прикосновение, при котором сила протекающего через тело тока определяется исключительно сопротивлением тела и к тому же путь следования его, например «рука—рука», проходит обычно через жизненно важные органы человека, такие,, как сердце и органы дыхания.
Опасность поражения электрическим током в судовых условиях увеличивается вследствие токопроводности окружающей среды, наличия металла (корпус, переборки и т. д.).
Мероприятия, обеспечивающие безопасное обслуживание электроустановок, определены Правилами безопасности труда на судах речного флота. По характеру мероприятия могут быть разделены на технические, предусматриваемые в проекте электроустановки и выполняемые при строительстве земснаряда, и организационные, осуществляемые в различных ситуациях эксплуатации к обслуживания электроустановки.

Похожие статьи