Электростанции
Навигация
-
Меню сайта
- Организация эксплуатации
- Электрические схемы
- Турбогенераторы
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Распределительные устройства
- Электродвигатели
- Автоматика
- Тепловая изоляция
- Регулирование энергоблоков
- Тяговые подстанции
- Выпрямители и зарядные устройства
- Проектирование электрических сетей и систем
- Электрооборудование электротермических установок
- Электрооборудование земснарядов
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
На речных судах применяют следующие виды электрического освещения: основное, аварийное и переносное.
Основное освещение предназначено для освещения внутренних помещений, наружных палуб и надстроек. На земснарядах, кроме того, применяют освещение пульпопровода, концевого понтона, якорных буев и других рабочих мест.
Первичную сеть освещения образуют групповые распределительные щиты, подключенные к ГРЩ, вторичную сеть — светильники, объединенные в группы и получающие питание от групповых распределительных щитов. На малых судах группы светильников допускается подключать непосредственно к ГРЩ.
Сеть освещения ряда помещений (машинных отделений, пассажирских салонов и др.) должна состоять не менее чем из двух групп светильников и обеспечивать равномерное освещение при выходе из строя одной из групп. Цепи наружного освещения необходимо отключать из рулевой рубки. Кроме светильников элементами вторичных сетей освещения являются электрические кабели, выключатели, штепсельные розетки, осветительные коробки.
Аварийное освещение служит для создания минимально допустимой освещенности в помещениях и на открытых палубах, обеспечивающей возможность временного несения вахты и передвижения людей по судну. Оно включается автоматически при выходе из строя основного освещения и получает питание от аварийного источника электроэнергии (дизель-генератора или аккумуляторной батареи).
Светильники аварийного освещения устанавливаются у постов управления главными двигателями, у ГРЩ и щита ГЭУ, у постов управления ответственными механизмами и противопожарным оборудованием, в коридорах и у выходов из помещений, у трапов, в медицинских и общественных помещениях, в рулевой и штурманской рубка^, у шлюпочных лебедок и в местах посадки люден в шлюпки. В цепях аварийного освещения не должно быть выключателей. Групповые щиты, светильники и осветительные коробки маркируются красной краской.
Переносное освещение предназначено для временного использования в труднодоступных местах и отсеках судна при осмотре и ремонте механизмов, систем и устройств. Розетки переносного освещения устанавливаются в машинном отделении, рулевой рубке и радиорубке, в румпельном отделении, помещении дизель-генераторов, за ГРЩ, в мастерской, в районе установки брашпиля и в других помещениях.
В судовых помещениях, на открытых палубах и отдельных рабочих поверхностях должна быть обеспечена освещенность, указанная в Нормах искусственного освещения на судах речного флота.
Требуемое число светильников и мощность источников света определяются с помощью светотехнического расчета. Известно несколько методов расчета электрического освещения. Наиболее часто применяют метод коэффициента использования светового потока. Он дает достаточно точные результаты при равномерном освещении помещений и заключается в определении числа N светильников (шт.) по формуле, где 5 — освещаемая поверхность, значение освещенности по нормам, А — коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности из-за загрязнения светильников, подволока и переборок, а также уменьшения светового потока ламп в процессе эксплуатации (принимается равным 1,15—2,0 в зависимости от характера помещения); г — коэффициент неравномерности освещения, принимаемый равным 1,1 для люминесцентных ламп и 1,15 — для ламп накаливания; п — число ламп в одном светильнике; Ф., — световой поток одной лампы, лм: т| — коэффициент использования светового потока, значение которого зависит от типа светильника, коэффициентов отражения (подволока, переборок и палубы) и от индекса помещения ».
Индекс помещения вычисляется по формуле, где / — длина помещения, м; Ь — ширина помещения, м; Лр — высота светового центра светильника над расчетной плоскостью, м.
Результаты расчета проверяются путем измерения фактической освещенности на судне с помощью люксметра.
Точечный метод расчета освещенности применяют при расчетах освещения открытых палуб, забортных пространств и местного освещения. Метод удельной мощности, основанный на использовании значений удельной мощности светильников конкретных типов, удобен для приближенного определения числа светильников на ранних стадиях проектирования. В судостроении применяют также метод расчета судового освещения с помощью ЭВМ, позволяющий быстро и точно просчитать варианты с различным числом светильников.
Похожие статьи