Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Виды судового электрического освещения и расчет освещенности

судовое освещение

На речных судах применяют следующие виды электрического освещения: основное, аварийное и переносное.
Основное освещение предназначено для освещения внутренних помещений, наружных палуб и надстроек. На земснарядах, кроме того, применяют освещение пульпопровода, концевого понтона, якорных буев и других рабочих мест.
Первичную сеть освещения образуют групповые распределительные щиты, подключенные к ГРЩ, вторичную сеть — светильники, объединенные в группы и получающие питание от групповых распределительных щитов. На малых судах группы светильников допускается подключать непосредственно к ГРЩ.
Сеть освещения ряда помещений (машинных отделений, пассажирских салонов и др.) должна состоять не менее чем из двух групп светильников и обеспечивать равномерное освещение при выходе из строя одной из групп. Цепи наружного освещения необходимо отключать из рулевой рубки. Кроме светильников элементами вторичных сетей освещения являются электрические кабели, выключатели, штепсельные розетки, осветительные коробки.
Аварийное освещение служит для создания минимально допустимой освещенности в помещениях и на открытых палубах, обеспечивающей возможность временного несения вахты и передвижения людей по судну. Оно включается автоматически при выходе из строя основного освещения и получает питание от аварийного источника электроэнергии (дизель-генератора или аккумуляторной батареи).
Светильники аварийного освещения устанавливаются у постов управления главными двигателями, у ГРЩ и щита ГЭУ, у постов управления ответственными механизмами и противопожарным оборудованием, в коридорах и у выходов из помещений, у трапов, в медицинских и общественных помещениях, в рулевой и штурманской рубка^, у шлюпочных лебедок и в местах посадки люден в шлюпки. В цепях аварийного освещения не должно быть выключателей. Групповые щиты, светильники и осветительные коробки маркируются красной краской.
Переносное освещение предназначено для временного использования в труднодоступных местах и отсеках судна при осмотре и ремонте механизмов, систем и устройств. Розетки переносного освещения устанавливаются в машинном отделении, рулевой рубке и радиорубке, в румпельном отделении, помещении дизель-генераторов, за ГРЩ, в мастерской, в районе установки брашпиля и в других помещениях.
В судовых помещениях, на открытых палубах и отдельных рабочих поверхностях должна быть обеспечена освещенность, указанная в Нормах искусственного освещения на судах речного флота.
Требуемое число светильников и мощность источников света определяются с помощью светотехнического расчета. Известно несколько методов расчета электрического освещения. Наиболее часто применяют метод коэффициента использования светового потока. Он дает достаточно точные результаты при равномерном освещении помещений и заключается в определении числа N светильников (шт.) по формуле, где 5 — освещаемая поверхность, значение освещенности по нормам, А — коэффициент запаса, учитывающий снижение освещенности из-за загрязнения светильников, подволока и переборок, а также уменьшения светового потока ламп в процессе эксплуатации (принимается равным 1,15—2,0 в зависимости от характера помещения); г — коэффициент неравномерности освещения, принимаемый равным 1,1 для люминесцентных ламп и 1,15 — для ламп накаливания; п — число ламп в одном светильнике; Ф., — световой поток одной лампы, лм: т| — коэффициент использования светового потока, значение которого зависит от типа светильника, коэффициентов отражения (подволока, переборок и палубы) и от индекса помещения ».
Индекс помещения вычисляется по формуле, где / — длина помещения, м; Ь — ширина помещения, м; Лр — высота светового центра светильника над расчетной плоскостью, м.
Результаты расчета проверяются путем измерения фактической освещенности на судне с помощью люксметра.
Точечный метод расчета освещенности применяют при расчетах освещения открытых палуб, забортных пространств и местного освещения. Метод удельной мощности, основанный на использовании значений удельной мощности светильников конкретных типов, удобен для приближенного определения числа светильников на ранних стадиях проектирования. В судостроении применяют также метод расчета судового освещения с помощью ЭВМ, позволяющий быстро и точно просчитать варианты с различным числом светильников.

Похожие статьи