Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов и контактов

К электрическим аппаратам относятся электротехнические устройства, с помощью которых осуществляется коммутация, управление, регулирование, контроль и защита электрических цепей и установок, а также управление, контроль и сигнализация при неэлектрических процессах.
Электрические аппараты разделяют на группы по следующим признакам: назначению, напряжению, роду тока, принципу работы, характеру преобразования сигналов, способу управления и виду защитного исполнения.
В зависимости от назначения можно выделить следующие подгруппы аппаратов, однородных по выполняемым ими функциям: коммутационные (рубильники, пакетные выключатели и переключатели, контакторы и т. п.), регулирующие (регуляторы возбуждения, реостаты, усилители и т. п.), защитные (автоматические выключатели, реле максимального тока, обратной мощности, минимального напряжения, предохранители и т. п.) и контролирующие (реле напряжения и тока, датчики неэлектрических параметров, конечные выключатели, фоторезисторы и т. п.). Это деление носит условный характер, так как многие аппараты выполняют одновременно несколько функций, характерных для различных групп.
По/напряжению различают аппараты низкого и высокого напряжения, а по роду тока — аппараты постоянного тока, переменного тока частотой 50 Гц и переменного тока частотой 400 Гц.
По принципу работы электрические аппараты подразделяют на контактные (пакетные выключатели, контакторы, автоматические выключатели и т. п.) и бесконтактные (полупроводниковые приборы, магнитные усилители).
В зависимости от характера преобразования сигналов аппараты бывают дискретные (выключатели, реле, тиристоры, логические элементы и т. п.) и аналоговые (магнитные усилители, фоторезисторы, операционные усилители и т. п.).
По способу управления аппараты делят на ручные и автоматические. Аппараты, управляемые вручную, можно подразделить, в свою очередь, на аппараты для местного (рубильники, контроллеры, пусковые реостаты) и дистанционного (кнопки, командо-контроллеры, сельсины) управления. Аппараты, управляемые автоматически (автоматические выключатели, реле максимального тока, датчики давления и т. п.), срабатывают по сигналам либо от собственных чувствительных элементов, либо от других аппаратов. Виды защитного исполнения судового электрооборудования приведены в п. 2.
Электрические аппараты характеризуются следующими основными показателями:
входными и выходными электрическими параметрами (родом тока, номинальными и предельными значениями силы тока, напряжения и частоты);
входными и выходными неэлектрическими параметрами (температурой, давлением, уровнем жидкости, частотой вращения, яркостью свечения, временем срабатывания и отпускания и т. д.);
режим работы (длительным, кратковременным и повторно-кратковременным);
коммутационной способностью (наибольшими значениями силы тока, отключаемого и включаемого аппаратом без его повреждения);
электродинамической устойчивостью (способностью не подвергаться повреждению от действия электродинамических сил, возникающих при протекании через аппарат максимального импульса тока);
термической устойчивостью (способностью аппарата выдерживать ток без повреждения в течение определенного интервала времени);
показателями надежности (вероятностью безотказной работы, износостойкостью, наработкой на отказ);
собственными параметрами (электрическим сопротивлением, электрической емкостью, индуктивностью, мощностью рассеяния).
Бесконтактная аппаратура характеризуется также и другими^ показателям и, например коэффициентом усиления, обратными напряжениями и токами переходов у полупроводников, временем отпирания и запирания у транзисторов и т. д.
Параметры электрических аппаратов выражаются в соответствующих единицах измерения в виде чисел или графически в виде зависимостей от других параметров.
Многие электрические аппараты имеют контакты, коммутирующие электрические цепи. Контактом, или контактным соединением, является поверхность соприкосновения двух проводников — контактных элементов, через которые протекает ток. Контакты в сочетании с деталями, предназначенными для их крепления и регулирования, составляют отдельный конструктивный узел аппарата — контактную систему.
Электрическое сопротивление, возникающее при переходе тока из одного контактного элемента в другой, называется переходным сопротивлением контакта. Чем меньше площадь поверхности соприкосновения контактов и, следовательно, чем больше плотность тока в месте контакта, тем выше значение переходного сопротивления. Окисление и разрушение контактных поверхностен приводит к возрастанию переходного сопротивления контактов. При увеличении до определенного предела контактного нажатия переходное сопротивление уменьшается. Температура нагрева контактов влияет на переходное сопротивление по-разному. Вначале оно увеличивается, так как повышается удельное сопротивление материала контактов, а затем в определенном диапазоне температуры уменьшается. Это объясняется снижением при нагреве предела прочности на смятие материала контактов, в связи с чем увеличивается площадь поверхности их соприкосновения.
Для уменьшения отрицательного влияния указанных выше факторов на параметры контактов их изготовляют из «мягких» материалов, имеющих высокую проводимость (меди, латуни, алюминия и др.), а поверхность покрывают серебром, золотом, оловом и другими металлами или метало-композициями, мало подверженными окислению. Кроме того, в некоторых случаях применяют металлокерамические контакты, имеющие высокую дуго-стойкость.
Контактные соединения подразделяют на не разъединяющиеся, разъединяющиеся и скользящие.
К не разъединяющимся относятся неразборные н разборные соединения шин и токопроводящих деталей аппаратов. Неразборные соединения получают посредством сварки, пайки, клепки и опрессовки, а разборные — с помощью крепежа и зажимных устройств.
Разъединяющиеся контактные соединения обеспечивают замыкание и размыкание электрических цепей, прерывая при этом цепь протекания тока.
Скользящие контактные соединения электрическую цепь не прерывают, а лишь передают ток с одного контакта на другой.
Разъединяющиеся контактные соединения подразделяются на пальцевые, мостиковые, стыковые, пакетно-пластинчатые, роликовые и розеточные. По форме соприкосновения контактных поверхностей контакты бывают точечные, линейные и поверхностные.
При срабатывании аппарата его контакты могут замыкать, размыкать или переключать электрическую цепь. В соответствии с этим их называют замыкающими, размыкающими и переключающими.
По своему назначению контакты подразделяются на главные, предварительные и вспомогательные (блок-контакты), которые используют в схемах для различных блокировок и коммутации цепей управления.

Похожие статьи