Навигация

 

 Меню раздела

Электрооборудование земснарядов
Условия эксплуатации судового электрооборудования
Конструктивное исполнение электрооборудования
Основные параметры судовых электроэнергетических систем
Общая характеристика земснарядов
Классификация судовых электростанций и источники электроэнергии
Выбор числа и мощности генераторов электростанции
Параллельная работа генераторов
Автоматическое регулирование напряжения генераторов
Структурные схемы электростанций
Распределительные устройства
Распределение электрической энергии
Расчет электрических сетей
Монтаж электрических сетей
Сопротивление изоляции электрооборудования
Электрические источники света
Судовые светильники и прожекторы
Виды судового электрического освещения и расчет освещенности
Сигнально-отличительные огни
Электронагревательные приборы
Классификация и основные характеристики судовых электрических аппаратов
Аппараты ручного управления
Командные аппараты
Контакторы
Реле управления и защиты
Реле и датчики контроля неэлектрических параметров
Плавкие предохранители
Автоматические выключатели
Электромагнитные тормоза и муфты
Магнитные усилители
Полупроводниковые приборы
Классификация электроприводов
Характеристики электродвигателей
Схемы управления двигателями постоянного и переменного тока
Электропривод системы генератор—двигатель
Электропривод системы магнитный усилитель—двигатель
Вентильный электропривод
Электропривод с электромагнитной муфтой
Классификация, условия работы электроприводов механизмов земснарядов
Системы электроприводов механизмов земснарядов
Электроприводы механизмов дноуглубления
Электроприводы механизмов рабочих перемещений
Электроприводы механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта
Электроприводы общесудовых механизмов
Приборы технологического контроля и системы ориентации
Автоматизация технологического процесса земснарядов
Системы и аппаратура судовой телефонной связи
Судовая сигнализация
Организация технической эксплуатации и ремонта электрооборудования
Использование и техническое обслуживание электрооборудования
Консервация, хранение и расконсервация электрооборудования
Неисправности электрооборудования
Электро-травматизм
Технические мероприятия по обеспечению электробезопасности
Организационные мероприятия по обеспечению электробезопасности


Реле и датчики контроля неэлектрических параметров

К не электрическим параметрам относятся: температура и давление различных сред, уровень жидкости, частота вращения, угловое и линейное перемещения частей механизмов, освещенность в месте измерения и др.
Реле контроля и датчики не электрических параметров предназначены для приема входной величины и преобразования ее в выходной дискретный электрический сигнал, удобный для использования в цепях управления и сигнализации.
Существуют также датчики, имеющие на выходе аналоговый сигнал. Для работы в качестве реле они соединяются с аналого-дискретными преобразователями. Такие устройства могут одновременно выполнять функции измерения, управления и сигнализации.
Датчики температуры. По принципу действия они подразделяются на датчики с термочувствительной системой, наполненной легкоиспаряющейся жидкостью: датчики, принцип действия которых основан на расширении или деформации металла при его нагревании, и датчики с электрическим чувствительным элементом, изменяющим свое сопротивление или вырабатывающим термоэлектродвижущую силу. Кроме того, существуют датчики разового действия с плавкими элементами. Упрощенные схемы датчиков температуры приведены на рис. 41.
Датчик с термочувствительной системой срабатывает в результате воздействия на мембрану или сильфон давления, образующегося при испарении жидкости в баллоне под влиянием температуры среды, в которую помещен баллон.
Термо-биметаллическая спираль, состоящая из двух полос различного металла, при действии температуры поворачивает ось на определенный угол. Другой биметаллический датчик — тепловое реле был рассмотрен в параграфе 24.
В датчике с термометром сопротивления и полупроводниковым терморезистором изменяется электрическое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды, в результате чего изменяется сила тока датчика, которая является выходной величиной.
Термопара состоит из двух разнородных проводников, концы которых, сваренные друг с другом с одной стороны, образуют горячий спай. При нагревании горячего спая между ним и холодными концами термопары возникают термоэлектродвижущая сила, обусловленная разностью температур горячего (<Ь) и холодного концов. Такие датчики используют в основном при измерении высоких температур (например, температуры выпускных газов дизелей).
Датчики температуры с легкоплавкими элементами применяют в схемах пожарной сигнализации.
Реле давления. Чувствительными органами реле давления являются манометрические пружины, плоские мембраны и сильфоны. При изменении давления запаянный конец манометрической трубки (пружины) перемещается, мембрана деформируется, а силь-фон растягивается, в результате чего передвигаются связанные с ними штоки. Исполнительным устройством датчиков давления могут быть контакты, потенциометр, соленоид или тензометр. Некоторые из них требуют подключения к выходу датчика усилительного и преобразовательного устройств для создания аналогового или дискретного сигнала достаточной мощности.
Датчики уровня жидкости. На судах применяют датчики уровня поплавкового, манометрического, емкостного и электродного типов.
В поплавковом датчике движение поплавка через рычажную систему передается на исполнительное устройство, которое может быть контактным или индуктивным.
У манометрического датчика чувствительным элементом является мембрана.
Принцип действия емкостного датчика основан на изменении емкости, вызванном различием диэлектрической проницаемости воздуха и жидкости. Он срабатывает при изменении среды, окружающей чувствительный элемент датчика.
Электродные датчики применяются редко, так как они через контролируемую жидкость передают потенциал на металлический корпус резервуара.
Датчики частоты вращения. К ним относятся центробежные реле, тахогенераторы и другие электрические машины, а также устройства косвенного действия (например, фотоэлектрические или магнитные путевые выключатели).
Датчики перемещения. В качестве таких датчиков используют конечные и путевые выключатели, рассмотренные в параграфе 22.
Датчики освещенности. Выполняются на фоторезисторах или других полупроводниковых фотоприборах в сочетании с усилительными и преобразовательными устройствами. Примером могут служить фотореле котельной автоматики, подающие сигнал на систему зажигания после воспламенения топлива и при погасании факела.

Похожие статьи