Навигация

Смазка и масла

Периодический надзор за работой подшипников осуществляет персонал электрического цеха. У двигателей собственных нужд применяются подшипники скольжения с кольцевой жидкой смазкой или принудительной жидкой смазкой (ATM и СТМ) и подшипники качения (шариковые и роликовые) с консистентной смазкой.
Подшипники скольжения не должны выбрасывать масла, поэтому следует следить за правильностью вращения смазочных колец. Если кольца вращаются быстро, с легким звоном, следует долить масло, если его уровень недостаточен. Ускоренное вращение кольца при нормальном уровне масла говорит о применении слишком жидкой смазки. Замедленный ход кольца, ухудшающий смазку, бывает в результате применения густой смазки. Уровень масла в масло указателе подшипников скольжения не должен доходить до края на 4—5 мм, чтобы масло не переливалось через край.
Рекомендованные для смазки масла и возможные замены одного масла другим должны быть даны в местных инструкциях. Обычно для смазки подшипников скольжения рекомендуется применять турбинные масла.
Критерием для замены масла является повышение температуры подшипников выше допустимой, потемнение и загрязнение масла. В нормальных условиях смена масла должна производиться через 500—800 ч, но не реже 1 раза в полгода. Температура масла на сливе подшипников с циркуляционной смазкой должна быть не более 65° С, а температура подводимого масла должна колебаться в пределах 25—40° С, избыточное давление перед подшипниками должно быть 0,25—0,5 ат. У двигателей наружной установки (ДАЗО) в зимнее время при длительной остановке двигателя следует выливать масло, а перед пуском длительно не работавшего двигателя необходимо 2—3 раза пропустить через подшипник подогретое масло, после чего заполнить подшипник маслом с температурой 0=50—60° С. Смазка подшипников качения должна заполнять не более 2/з объема камеры подшипника, промывка подшипников бензином и полная
замена смазки производятся через 4 000 ч работы двигателя, но не реже чем 1 раз в год ремонтным персоналом. Добавлять смазку в процессе работы двигателя не рекомендуется. Эксплуатация двигателей ДАЗО с водяным охлаждением подшипников, установленных на открытом воздухе, показала ненадежность такой системы охлаждения.
Перед включением двигателей с (принудительной смазкой подшипников (ПЭН) необходимо включить маслонасос и убедиться в нормальной подаче масла в систему смазки.
Осевой разбег ротора двигателей с подшипниками скольжения не должен превышать 2—4 мм. Двигатели с подшипниками качения не должны иметь осевого разбега.
Уход за щеточным аппаратом синхронных двигателей производится аналогично описанному в гл. 3. При каждой остановке синхронных двигателей их возбудители следует продувать сжатым воздухом.
Неработающие двигатели, установленные в сырых местах, должны периодически включаться в работу. Если двигатели ДАЗО установлены на открытых площадках, электронагреватели входящего воздуха должны быть в зимнее время постоянно включены.
Двигатель должен быть немедленно отключен аварийной кнопкой при несчастном случае с человеком, требующем немедленной остановки двигателя, механической неисправности приводимого механизма, резком увеличении температуры подшипников выше 80° С или появлении сильного стука в них, появлении из двигателя дыма или огня, сильной вибрации или ненормального шума, особенно сопровождающегося снижением скорости вращения агрегата.
При появлении увеличенного на 5—10% нагрева стали статора, колебаний стрелки амперметра, предельного нагрева подшипников или стука в подшипниках, замыкания на землю обмотки статора двигатель должен быть остановлен после пуска резервного агрегата или принятия мер, обеспечивающих нормальную работу станции.
Аварийное автоматическое отключение двигателей собственных нужд возможно в результате действия электрических и тепловых защит или автоматических блокировок. Персонал должен разобраться в причине отключения двигателя, предварительно включив резервный двигатель в работу. Если резервного двигателя нет и явных признаков короткого замыкания при отключении двигателя обнаружено не было, при необходимости разрешается однократное повторное включение отключенного защитой двигателя.
К общим мероприятиям по повышению надежности работы двигателей собственных нужд следует отнести правильный выбор и настройку релейных защит как у двигателей, так и у всех элементов питающей сети. Уставки максимальных токовых защит должны быть отстроены от пусковых токов и токов при само запуске. Уставки защит минимального напряжения должны обеспечивать отключение групп двигателей, не участвующих в само запуске, таким образом, чтобы был обеспечен само запуск двигателей ответственных механизмов собственных >нужд.
Повышение надежности работы синхронных двигателей достигается правильным выбором их пусковых характеристик и упрощением схем пуска и защиты.
С целью исключения повреждений двигателей 0,4 кв в результате работы на двух фазах из-за перегорания предохранителей в силовых цепях рекомендуется заменять предохранители автоматами.