Навигация

Эксплуатация системы охлаждения с естественной циркуляцией масла

Эксплуатация системы охлаждения с естественной циркуляцией масла и обдувом радиаторов воздухом обладает следующими особенностями. Трансформаторы с дутьевым воздушным охлаждением разрешают длительную работу при низких температурах наружного воздуха (—10° С и ниже) с отключенным дутьем, если температура верхних слоев масла не превышает +55° С. Включение и отключение вентиляторов дутья может производиться вручную или автоматически в зависимости от температуры масла или тока нагрузки. Допустимая продолжительность нагрузки при выключенном дутье дана в приложении 3.
Автоматическое включение дутья по температуре производится от контактов термометрического сигнализатора, установленного на баке трансформатора, при достижении температуры верхних слоев масла +55° С. Отключение дутьевых вентиляторов происходит после снижения температуры верхних слоев масла до +50° С. Автоматическое включение дутья по току нагрузки производится при достижении номинального тока трансформатора независимо от температуры верхних слоев масла, а отключение — после снижения тока ниже номинального (коэффициент возврата токового реле должен быть равен 1,25).
С эксплуатационной точки зрения наиболее эффективна схема автоматического включения и отключения дутья по температуре, дополненная автоматикой включения дутья независимо от температуры масла при достижении номинального тока трансформатора. В таком сочетании автоматика включения дутья надежно предохранит трансформатор от перегрева.
Если температура верхних слоев масла превышает + 55° С, а устройства дутьевого охлаждения в работу не могут быть введены, следует нагрузку трансформаторов снизить до 60% номинальной. В случае работы трансформатора с дутьевым охлаждением с перегрузкой дутье должно быть включено обязательно независимо от температуры масла и окружающего воздуха, так как перегрев обмоток при отключенном дутье окажется выше 70° С, что приведет к ускоренному износу изоляции.
Отказ в работе одного или даже нескольких вентиляторов у разных радиаторов не требует снижения нагрузки.
Электродвигатели вентиляторов (типа AHJ1-31/4) предназначены для работы на открытом воздухе. Один раз в год следует проводить их ревизию с заменой смазки в подшипниках качения.
Система охлаждения с принудительной циркуляцией масла и дутьем (ДЦ). Несмотря на снижение удельных потерь, с увеличением мощности трансформаторов абсолютные величины потерь значительно возрастают и эффективное охлаждение активных частей мощных трансформаторов становится возможным только при принудительной циркуляции масла. Начиная с мощности 80 МВт в отечественном трансформаторостроении применяется система форсированного охлаждения с принудительной циркуляцией масла через охлаждаемые при помощи воздушных вентиляторов охладители.
Система охлаждения ДЦ является основной системой охлаждения повышающих трансформаторов блочных электростанций и трансформаторов, работающих в блоке с генераторами 60—100 Мет на электростанциях не блочного типа.
Система охлаждения ДЦ предназначена для работы на открытом воздухе с колебаниями температуры окружающего воздуха ±35° С (кратковременно предельные температуры допускаются —55°С и +40°С).
Система охлаждения ДЦ состоит из отдельных конструктивно-законченных охлаждающих устройств. Каждое охлаждающее устройство включает в себя охладитель (калорифер), адсорбный фильтр, два вентилятора дутья с электродвигателями, маслонасос для циркуляции масла.
Основной частью охлаждающего устройства является охладитель, теплоотдающая поверхность которого состоит из стальных труб с навитой на них спиралью из стальной проволоки или алюминиевых труб с цельнокатаной ребристой поверхностью, вваренных в шахматном порядке в трубные доски и образующих трубный пучок. По обе стороны трубного пучка расположены распределительные коллекторы (или коробки), имеющие внутренние перегородки для создания в охладителе трех путей (ходов) для масла. Количество охладителей у мощных трансформаторов колеблется от 5 до 13.
Обдув трубного пучка калорифера производится двумя вентиляторами, закрепленными на жесткой раме охладителя на вибропоглощающих резиновых прокладках.
Адсорбный фильтр предназначен для очистки и регенерации масла и подключается непосредственно к коллекторам каждого калорифера. Часть масла, поступающая в фильтр, проходит через слой силикагеля, очищается и возвращается в схему циркуляции.
Принудительная циркуляция масла производится бессальниковым электронасосом типа ЭЦТ-63/10 или ЭЦТ-100/8, у которого насос и электродвигатель имеют общий вал и сообщающиеся внутренние полости корпусов. Циркулирующее через насос масло охлаждает двигатель и по полому валу возвращается в насос. Такая конструкция электродвигателя насоса исключает течи масла и попадание воздуха в систему охлаждения. Один фланец агрегата подсоединен к охладителю, а другой — к трубопроводу, идущему к баку трансформатора.
Нагретое масло забирается из верхней части бака в охладители, где циркулирует по трубам. Обдув воздуха от вентиляторов направлен перпендикулярно потоку масла. Контроль наличия потока масла производится струйным реле, которое устанавливается в горизонтальном положении в специальный трубопровод, подсоединенный шунтом к маслопроводу циркуляционно-воздушной системы охлаждения. Стрелка на корпусе реле должна совпадать с направлением движения масла. При наличии потока масла в циркуляционно-воздушной системе охлаждения контакт реле замкнут. Скорость масла на входе в реле, при которой оно срабатывает, должна быть в пределах 0,05—0,1 м/сек. Схема управления двигателями системы охлаждения ДЦ может быть ручной или автоматической.