Навигация

Автоматическое управление системой циркуляционного охлаждения

Автоматическое управление системой циркуляционного охлаждения предусматривает:
1)            автоматическое включение основной группы охладителей системы охлаждения при включении трансформатора;
2)            автоматическое увеличение интенсивности охлаждения при достижении номинальной нагрузки или повышения температуры масла трансформаторов включением дополнительного охладителя;
3)            автоматическое включение резервного охладителя взамен автоматически отключаемого любого работающего охладителя (основного или дополнительного);
4) автоматическое включение резервного источника питания двигателей насосов и обдува при снижении напряжения в сети ниже 85% Ua и автоматическое отключение резервного источника литания после восстановления напряжения в сети рабочего источника питания.
На блочный или главный щит управления выведена сигнализация отключения двигателей маслонасосов и вентиляторов, неисправности двигателей системы охлаждения, исчезновения напряжения на двигателях, достижения предельной температуры верхних слоев масла, прекращения циркуляции масла, действия АВР резервного источника питания цепей двигателей системы охлаждения и пр. Вся пусковая и релейная аппаратура расположена в пыле и брызгонепроницаемых шкафах автоматического управления.
Перед вводом в эксплуатацию каждое охлаждающее устройство испытывают трансформаторным маслом с температурой +50 -4-60° С под давлением 2 в течение 1 ч, после чего его промывают сухим маслом и оставляют заполненным этим маслом.
При опробовании всех двигателей под нагрузкой особое внимание надо обратить на правильность вращения электронасоса и вентиляторов.
Перед включением в сеть трансформатора с системой охлаждения ДЦ необходимо внешним осмотром проверить исправность всех ее элементов и правильность положения ключей управления и автоматики.
Если охладители включаются вручную, то перед включением трансформатора под нагрузку необходимо включить не менее 2/3 рабочих охладителей. Автоматическое включение всех двигателей требуемого числа охладителей происходит при включении выключателя с высокой стороны трансформатора, а если трансформатор работает в блоке с турбогенератором, то импульсом для автоматического включения охлаждающего устройства включается АГП генератора или выключателя блока. При ручном включении сначала включаются двигатели маслонасосов, а затем вентиляторов дутья.
После набора номинальной нагрузки на трансформаторе или повышения температуры верхних слоев масла выше +55° С необходимо включить все рабочие охладители. При работе автоматики с понижением температуры масла или снижением нагрузки эти рабочие охладители автоматически отключаются. Резервный охладитель вводится в работу автоматически при отключении любого рабочего охладителя.
При исчезновении или понижении напряжения в цепи рабочего источника питания всех вспомогательных двигателей и устройств системы охлаждения должен быть предусмотрен АВР от второго источника питания.
Если появляется сигнал о прекращении циркуляции масла от струйного реле, двигатели данного охладителя должны быть отключены и персонал должен немедленно выяснить причину неисправности. Полное отключение всей системы охлаждения сигнализируется на щит управления (загорается табло «обдув трансформатора не работает»).
У трансформаторов или автотрансформаторов мощностью не более 250 Мва с системой охлаждения ДЦ в случае аварийного прекращения работы вентиляторов или циркуляции масла разрешается работа даже с номинальной нагрузкой до тех пор, пока температура верхних слоев масла не достигнет +80°С. Если трансформатор уже работал с температурой +80° С в момент выхода из работы охлаждающего устройства, длительность его работы с отключенной циркуляцией масла и дутьем не должна быть больше 10 мин. Работа трансформатора в режиме холостого хода при отключенной системе охлаждения и температуре верхних слоев масла, равной +80° С, допускается не более 30 мин.
Если нагрузка трансформатора ниже номинальной, полное частичное отключение вентиляторов при нормальной циркуляции масла в зимнее время или частичное отключение охладителей в летнее время допускается только в том случае, когда температура верхних слоев масла не превышает +45° С.
В процессе работы трансформатора положение всех переключателей автоматики должно соответствовать режиму работы системы охлаждения. При отключении трансформатора или блока в резерв не следует изменять схему охлаждения и положение переключателей автоматики. В случае вывода трансформатора или блока в ремонт необходимо закрыть задвижки на маслопроводах и снять предохранители в цепях питания двигателей в шкафах управления.
С понижением температуры наружного воздуха до —20° С необходимо включить один нагревательный элемент шкафа управления, а при снижении температуры до —30° С — второй нагревательный элемент во избежание отказа в работе аппаратуры управления системы охлаждения. Навесные на баках охладители у трансформаторов с системой охлаждения ДЦ неудовлетворительно работают в эксплуатации, так как возникает повышенная вибрация бака, приводящая к расстройству швов и т. д., поэтому на ряде электростанций охладители устанавливаются на отдельных фундаментах.
Эксплуатация трансформаторов с системой охлаждения ДЦ без сигнализации не разрешается.
Система масловодяного охлаждения трансформаторов (Ц) является высокоэффективной. Установки масловодяного охлаждения очень компактны, занимают относительно немного места и экономически выгодны. На не блочных тепловых электростанциях работает много импортных трансформаторов с масловодяным охлаждением. Заслуживает также внимания опыт реконструкции охлаждения трансформаторов ТДЦГ на некоторых блочных электростанциях с переводом их на масловодяное охлаждение.