Навигация

Систематические перегрузки трансформаторов

Систематические перегрузки трансформаторов допускаются в зависимости от размера недогрузки в летнее время и характера суточного графика нагрузки при условии сохранения номинальных значений температуры охлаждающей среды в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
Трансформаторы и автотрансформаторы можно длительно перегружать по току на 5%. если напряжение ни на одной из обмоток не превышает номинального. Для обмотки с ответвлениями следует за номинальный ток и номинальное напряжение принимать указанные значения для данного ответвления. При этом у трех обмоточных трансформаторов суммарные нагрузочные потери не должны превышать максимальные потери в меди, а у автотрансформаторов ток в общей обмотке не должен превышать значения, указанного на его щитке.
Не допускается перегрузка одной из обмоток НН трансформаторов собственных нужд с расщепленными обмотками при недогрузке второй обмотки НН.
Рассмотрим некоторые особенности нагрузочных режимов трех обмоточных автотрансформаторов.
Трех обмоточный автотрансформатор в главной схеме электростанции может работать в следующих режимах:
трансформаторный двух обмоточный (НН—ВН или НН—СН);
автотрансформаторный двух обмоточный (ВН—СН или СН— ВН);
комбинированный трех обмоточный с различными вариантами направлений перетоков мощностей.
Номинальные мощности каждой обмотки трех обмоточного автотрансформатора даются в каталогах различными в зависимости от режима работы автотрансформатора. Для автотрансформаторов больших мощностей в отдельных режимах могут быть введены дополнительные ограничения в передаче мощности, вызванные большими потоками рассеяния, создающими дополнительные потери и нагрев трансформатора.
В трансформаторном режиме работы автотрансформатора, когда одна из обмоток (ВН или СН) отключена, между обмотками НН—СН или НН—ВН возможна передача мощности обмотки низкого напряжения. В понижающем режиме потери короткого замыкания составляют примерно 55% максимального значения потерь по каталогу.
В автотрансформаторном режиме, когда нагрузка на стороне низшего напряжения равна нулю, вся мощность передается со стороны ВН на сторону СН или наоборот. Несмотря на то что расчетная мощность всех обмоток автотрансформатора равна типовой мощности (5Тип=а5„), в таком режиме через автотрансформатор можно передать всю проходную мощность S- Потери короткого замыкания в таком режиме составляют 60—70% максимального значения потерь.
В комбинированных трансформаторно-автотрансформаторных режимах наибольшая мощность передачи ограничивается током в обмотке высшего напряжения, который не должен превосходить номинальный ток. С возрастанием нагрузки обмотки низшего напряжения во избежание перегрузки обмотки высшего напряжения автотрансформатора следует снизить мощность, передаваемую в обмотку среднего напряжения.
Точный подсчет допустимых нагрузок обмоток автотрансформатора выполняется в зависимости от комбинированного режима работы по-разному. Если режим передачи автотрансформаторно трансформаторный, понижающий ВН—СН и одновременно ВН—НН или повышающий СН—ВН и одновременно НН—ВН, взаимная зависимость допустимых нагрузок обмоток СН и НН выражается уравнением, где $2 и 5з — соответственно нагрузки на стороне СН и НН; ф2 и ф3 — углы сдвига приведенных токов в обмотке СН и НН /'з и напряжения на стороне ВН.
Графически эта зависимость изображена на рис. 4-29. В комбинированном режиме передачи ВН—СН и одновременно НН—СН по аналогии с предыдущим допустимые нагрузки обмотки ВН Sx и обмотки НН 5з связаны между собой зависимостью.