Навигация

АВР питательных электронасосов

Наиболее тяжелой аварией на тепловых электростанциях является нарушение режима питания котлов питательной водой, поэтому резервные питательные электронасосы должны включаться автоматически. АВР питательных электронасосов усложняется технологическими особенностями их пуска. Во время нормальной работы ПЭН давление в системе смазки подшипников создает рабочий маслонасос, связанный с валом агрегата. Рабочий маслонасос подает масло к подшипникам только при определенной скорости вращения ротора, поэтому для пуска и остановки агрегата устанавливаются один или два пуско'-остано-вочных маслонасоса с приводом от двигателей переменного тока.
Мощность двигателей пуско-остановочных маслона-сосов колеблется в пределах от 2,2 до 10 кет, время их разворота составляет 10—25 сек, а необходимое давление в системе смазки при этом создается за время 15— 30 сек.
У резервных питательных насосов мощностью до 2 000 кет пуско-резервный маслонасос можно держать нормально отключенным и включать его при действии АВР. Задержка включения пуска резервного ПЭН при автоматическом пуске резервного маслонасоса не превышает 10—15 сек, что является приемлемым в эксплуатации. Пуско-резервный маслонасос включается в этом случае при падении давления в коллекторе питательной воды и только после повышения давления масла до величины, при которой обеспечивается нормальная смазка подшипников насосного агрегата, включается электродвигатель ПЭН.
Для агрегатов типа 5Ц10 (с двигателем АТМ-2000) разница во времени между моментом возникновения исходного импульса и пуском резервного агрегата составляет примерно 10 сек.
При внезапной или плановой остановке работающих питательных насосов (в том числе и турбопитательных) пуско-резервный маслонасос включается от специально установленного реле в цепи двигателя насоса или от контрольного манометра при снижении давления масла в системе смазки подшипников до 0,4 ат.
У мощных электропитательных насосов (3 500 кет и выше) время создания нормального давления в системе смазки при пуске маслонасоса приближается к 30 сек; при этом уровень воды у барабанных котлов может достигнуть аварийного значения. Поэтому у резервных электропитательных насосов такой мощности пуско-оста-новочный насос находится в постоянной работе и в системе смазки подшипников непрерывно циркулирует масло. Тогда скорость восстановления нормального давления питательной воды в аварийных условиях зависит только от времени включения и разворота основного агрегата.
На рис. 7-7 дана типовая схема автоматического ввода резерва ПЭН-3500. Если переключатель блокировки стоит в первом положении («автоматика»), вводится только автоматическая блокировка между данными ПЭН и его пуско-остановочными маслонасосами, при этом схема АВР не работает. Во втором положении переключателя («резерв») автоматически включается пуско-оста-новочный маслонасос, после чего подготавливается к действию схема АВР и открывается задвижка на напорном патрубке данного насоса. В положение «деблокировано» переключатель блокировки переводится только при ремонтах питательного электронасоса или при пусковой маслонасос отключается нажатием кнопки управления.
Если во время работы агрегата снижается давление в системе маслоснабжения, контактный манометр 1РД через промежуточное реле подает импульс на отключение двигателя ПЭН и одновременно на включение пу-ско-остановочного маслонасоса, чем исключается под-плавление подшипников агрегата во время его выбега.
Схема включения пуско-остановочных маслонасосов использует реле времени РВТ-1200 и предусматривает автоматический пуск и остановку маслонасосов в течение 5 мин после включения или отключения питательного насоса. Повышение температуры подшипников контролируется температурным реле, которое при повышении заданной уставки включает через промежуточное реле РКО пуско-остановочный маслонасос и отключает двигатель ПЭН. Любое отключение ПЭН при введенной автоматике сопровождается предварительным включением пуско-остановочного маслонасоса.
Для ввода автоматики в действие переключатель блокировки резервного электропитательного насоса необходимо поставить в положение «резерв». Тогда подается импульс на открытие задвижки на напоре насоса, если она была до этого в закрытом положении, а также включается в постоянную работу пуско-остановочный маслонасос.
Включение резервного ПЭН происходит при снижении давления в питательном коллекторе до заданной величины (80—85%! номинального) после срабатывания промежуточного реле 1РП1. Реле 2РП1 обеспечивает однократность действия схемы АВР с длительностью импульса на включение 1—1,2 сек.
В случае отключения ПЭН по любой причине в те-, чение 5 мин с момента его включения пуско-остановочный маслонасос будет работать только оставшееся до 5 мин время, которое может оказаться малым и, следовательно, смазка подшипников во время выбега обеспечена не будет, поэтому схему управления маслонасосами ПЭН можно изменить в соответствии с рис. 7-8, что повысит общую надежность схемы АВР. В цепь моторчика реле 1РВ введен размыкающийся контакт реле РКО, возвращающий реле времени 1РВ в исходное положение при подаче импульса на отключение двигателя ПЭН [Л. 111].
Необходимо предусматривать блокировку между рабочим и пуско-остановочным маслонасосами по давлению в системе смазки на выходе от рабочего маслонасоса. При работе ПЭН и падении давления на выходе рабочего маслонасоса до 0,6 ат автоматически включается пуско-остановочный маслонасос. Если после его включения давление масла в системе смазки подшипников понизится до 0,3 ат, защита от падения давления в системе смазки отключает двигатель ПЭН.