Навигация

 

 Меню раздела

Выработка электроэнергии и ее распределение
Графики нагрузок электротехнических установок
Основные условия сооружения и эксплуатации
Система тягового энергоснабжения железных дорог
Электроснабжение метрополитенов
Схемы главных электрических соединений
Транзитная подстанция
Опорная подстанция
Распределительное устройство тягового напряжения
Схемы силовых цепей тяговых подстанций метрополитена
Схема силовых цепей подземной подстанции
Понижающие трансформаторы
Силовые трансформаторы для питания не тяговых нагрузок
Типы преобразовательных агрегатов
Схемы преобразования тока
Кремниевые выпрямители
Полупроводниковые вентили
Аппаратура рекуперации
Быстродействующие выключатели постоянного тока
Типы быстродействующих выключателей
Быстродействующий выключатель ВАБ-28ф
Быстродействующие анодные выключатели
Разъединители и приводы к ним
Короткозамыкатели
Коммутационная аппаратура низкого напряжения
Пакетные выключатели и переключатели
Воздушные автоматические выключатели
Контакторы
Магнитные пускатели
Комплектные распределительные устройства
Открытые распределительные устройства
Закрытые распределительные устройства
Вспомогательное оборудование тяговых подстанций
Изоляторы
Измерительные трансформаторы
Разрядники
Аккумуляторные батареи
Специальное оборудование постоянного тока
Специальное оборудование переменного тока
Общая компоновка территории тяговых подстанций
Здания тяговых подстанций
Открытая часть подстанций
Конструкции тяговых подстанций метрополитенов
Цепи вторичной коммутации и собственных нужд
Цепи собственных нужд постоянного и переменного токов
Управление основными коммутационными аппаратами
Цепи сигнализации, блокировки и общие подстанционные цепи
Типы и принципы выполнения защит оборудования тяговых подстанций
Система переменного оперативного тока
Назначение и классификация узлов автоматики
Автоматика программного включения и отключения
Автоматика повторного включения и включения резерва
Вводы 110 кВ
Монтаж электрооборудования тяговых подстанций
Монтаж тяговых подстанций и контактной сети
Индустриализация электромонтажных работ
Техническая документация
Приемка тяговой подстанции под монтаж
Монтаж электрооборудования ОРУ
Силовые трансформаторы
Коммутационная аппаратура
Разрядники
Компенсирующие устройства
Монтаж электрооборудования ЗРУ
Выпрямители в здании
Свинцовые аккумуляторные батареи
Сглаживающие устройства
Общие положения об испытаниях
Испытание некоторых типов электрооборудования
Общий порядок испытания и наладки РЗА
Приемка тяговых подстанций в эксплуатацию
Основные элементы хозяйства электрификации
Ревизионно-ремонтные средства
Структура подразделений эксплуатации устройств электрификации
Обязанности энергоучастка
Участки энергоснабжения
Обязанности ревизионно-ремонтного персонала
Оперативная работа
Оперативные переключения
Бланки переключений
Порядок ликвидации аварий
Контроль за оборудованием подстанций
Распределительные устройства
Силовые и тяговые масляные трансформаторы
Быстродействующие выключатели
Распределительные устройства напряжением до 1000В
Зарядные и подзарядные устройства
Двигатель-генераторы
Измерительные приборы, реле управления и защиты
Освещение
Кабельные коммутации
Заземляющие устройства
Организация капитального ремонта электрооборудования
Экономика переработки энергии на тяговых подстанциях
Основы техники безопасности и производственной санитарии
Техника безопасности при монтаже тяговых подстанций
Техника безопасности при эксплуатации тяговых подстанций


Конструкции тяговых подстанций метрополитенов

Как уже говорилось, тяговые подстанции метрополитенов по своей конструкции подразделяются на две основные категории: наземные при сосредоточенной системе электропитания и подземные (совмещенные) — при распределенной системе. Наземные подстанции сооружались на первых очередях строительства Московского метрополитена. В дальнейшем же как в Москве, так и в других городах Советского Союза сооружались только подземные подстанции, поскольку система распределенного электропитания в технико-экономическом отношении более совершенна.
Тяговые подстанции метрополитенов — закрытого типа. Конструктивное выполнение их менялось по мере накопления опыта эксплуатации и проектирования, применения новых видов оборудования и аппаратуры и усовершенствования системы управления и обслуживания. Рассмотрим по одному типу конструкции наземной и подземной тяговой подстанции.
Наземные тяговые подстанции четвертой очереди Московского метрополитена отличаются от подстанций первых трех очередей меньшей кубатурой здания и более компактным расположением оборудования. На подстанциях этой очереди автоматика и телемеханика приняты как основное средство управления. Это дало возможность вместо крупногабаритных щитов установить компактный пульт управления с упрощенной мнемонической схемой, что позволило уменьшить габариты машинного зала.
Применение малообъемных масляных выключателей позволило заменить ранее применяемые железобетонные ячейки сборной металлической конструкцией распределительного устройства 10 кВ.
Несколько упрощена строительная часть камер тяговых трансформаторов, ворота которых выполнены из металлической сетки. Это обеспечивает естественную вентиляцию камер без вентиляционных шахт. В подвальных помещениях подстанций проложены кабели и установлено вспомогательное оборудование.
Защитное заземление наземных тяговых подстанций выполнено металлическими трубами или электродами из угловой стали, которые забиваются в землю в непосредственной близости от здания подстанции. Все электроды соединяются стальными полосами и образуют общий заземляющий контур.
Подземные тяговые подстанции совмещены с понизительными подстанциями и располагаются в тоннеле в непосредственной близости от платформы пассажирских станций. Они размещаются в тоннельных выработках диаметром около 9,5 м и имеют совершенно отличную от наземных подстанций компоновку.
Подземные подстанции — двухэтажные. На первом этаже расположено наиболее громоздкое и тяжелое оборудование — силовые трансформаторы, распределительные устройства, преобразователи. Это облегчает монтаж и ремонт оборудования. Кроме того, на первом этаже помещены распределительные устройства переменного и постоянного тока. Такое расположение основного оборудования позволяет иметь наиболее короткие внутренние кабельные связи. Камеры масляных тяговых трансформаторов оборудованы противопожарной защитой. Маслосборные ямы в камерах трансформаторов рассчитаны на полный объем масла.
Для напряжения 10 кВ применено комплектное распределительное устройство с выкатными тележками (КРУ), которое полностью монтируется на заводе-изготовителе. Ячейки привозят в готовом виде на подстанцию, где их комплектуют. Применение КРУ не только сокращает срок монтажа, но и повышает безопасность при проведении ремонтных работ.
На втором этаже размещены аккумуляторная батарея, зарядный двигатель-генератор, щиты постоянного тока и вспомогательное оборудование. Такое расположение оборудования сводит длину кабельных связей к минимуму так же, как и на первом этаже. Транспортировка оборудования, расположенного на втором этаже, осуществляется через люк с помощью тельфера.
В подвальном помещении размещаются кабельный коллектор, теплообменники, насосы, минусовая шина и ее разъединители.
В связи с применением в последние годы сухих трансформаторов конструкция подземных подстанций значительно изменяется. Трансформаторы устанавливают в общих помещениях с преобразователями, что технически упрощает их электрические соединения и облегчает их совместную вентиляцию. Для подземных подстанций в качестве заземлителей используют чугунную обделку тоннелей, наклонного хода эскалаторов или других сооружений. Если такая возможность отсутствует, контур защитного заземления выполняется на поверхности, как для наземных подстанций.
Контрольные вопросы
1.            Какие требования предъявляют к компоновке территории тяговых подстанций?
2.            В чем заключаются строительные и конструктивные особенности зданий тяговых подстанций?
3.            Перечислите оборудование, размещаемое в открытой части подстанции, и устройства, обеспечивающие установку оборудования.
4.            Как устанавливают трансформаторы и другое громоздкое оборудование?
5.            Какие материалы и строительные элементы применяют для конструкций открытой части?
6.            Расскажите о конструктивном устройстве бес фундаментных и блочных РУ.
7.            Как прокладывают кабели на открытой части?
8.            Какие основные типы подстанций существуют на метрополитенах?